Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю к Чернову Д.М. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение в образовательной организации высшего образования, по кассационной жалобе управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, поступившей с делом 23 октября 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Коханова В.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее УФСИН по Краснодарскому краю) обратилось в суд с иском к Чернову Д.М. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение в образовательной организации высшего образования, сославшись на то, что в N году ответчик окончил обучение в ФКОУ ВО "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний". При этом пунктом 7 части 10 статьи 78 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрена обязанность сотрудника по окончании обучения продолжить службу в уголовно-исполнительной системе в течение не менее пяти лет в случае, если оплата обучения производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем 1 августа 2021 г. между УФСИН России по Краснодарскому краю и Черновым Д.М. был заключен контракт N657 о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на пять дет. Пунктом 4.11 контракта предусмотрена обязанность сотрудника возместить ФСИН России затраты на его обучение и стоимость выданных предметов вещевого имущества личного пользования с учетом срока носки. Вместе с тем, приказом УФСИН России по Краснодарскому краю N-лс от ДД.ММ.ГГГГ "О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и увольнении Чернова Д.М. со службы в уголовно-исполнительной системе РФ" контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с Черновым Д.М. расторгнут по инициативе сотрудника на основании пункта 2 части 2 статьи 84 Федерального закона N197-ФЗ. В его адрес было направлено уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления возместить затраты на обучение в размере 442 937, 79 руб. Поскольку указанная сумма не оплачена УФСИН России по Краснодарскому краю обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями.
Решением Анапского городского суда от 27 мая 2022 г. исковые требования УФСИН по КК удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 г, решение суда первой инстанции оставить в силе. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что поскольку Чернов Д.М. продолжает службу в УИС после окончания высшего учебного заведения, обстоятельства его увольнения и последующего трудоустройства не могут рассматриваться как наличие оснований для нарушения обязательств, предусмотренных контрактом и возникновения у Чернова Д.М. обязательства по возмещению расходов федерального бюджета на его обучение, поскольку последствий, связанных с увольнением ответчика из структуры ФСИН и предусмотренных статьей 249 Трудового кодекса РФ не наступило. Истец полагает, что поскольку трудовые правоотношения по контракту с ответчиком были прекращены по его инициативе и как следствие в соответствии с законодательством он приобрел обязанность по возмещению затраченных на его обучение денежных средств, а его восстановление на службе является принятием вновь на службу в уголовно-исполнительную систему, а не возобновление и продолжение службы в связи с заключением нового контракта, то сумма подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Ответчик Чернов Д.М. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, судебное извещение возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку ответчик уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Чернов Д.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования "Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний" (ВЮИ ФСИН России).
ДД.ММ.ГГГГ Чернову Д.М. выдан диплом специалиста, подтверждающий факт, что Чернов Д.М. усвоил программу специалитета по специальности 40.05.02 "Правоохранительная деятельность" и успешно шел государственную итоговую аттестацию, в связи с чем решением Государственной экзаменационной комиссии ему присвоена квалификация - "юрист".
ДД.ММ.ГГГГ между УФСИН России по Краснодарскому краю и Черновым Д.М. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ N сроком на 5 лет, в соответствии с условиями которого Чернов Д.М. принят на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ "Следственный изолятор N3 УФСИН России по Краснодарскому краю".
Пунктом 4.10. контракта предусмотрена ответственность сотрудника по окончании обучения проходить службу в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы РФ.
В соответствии с пунктом 4.11. контракта сотрудник обязан возместить ФСИН России в соответствии с Федеральным законом затраты на его обучение (стоимость обучения) в случае увольнения со службы в течение 5 лет по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 Федерального закона и стоимость выданных предметов вещевого имущества личного пользования с учетом сроков носки.
Приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N-лс расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ и лейтенант внутренней службы Чернов Д.М. уволен со службы уголовно-исполнительной системе РФ по пункту 2 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (по инициативе сотрудника) основании рапорта Чернова Д.М. от 15 февраля 2022 г.
Как усматривается из справки ФКОУ ВО "Владимирский юридический статут Федеральной службы исполнения наказаний" от ДД.ММ.ГГГГ, размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период учения сотрудника в образовательной организации высшего образования, подлежащих возмещению Черновым Д.М, составляет 442 937, 79 руб, при этом расчет затрат на обучение курсантов, поступивших в 2015- 2018 годах в ВЮИ ФСИН России, произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации", расчет затрат на обучение курсантов, поступивших в 2019-2021 годах в ВЮИ ФСИН России, произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N821 от 27 июня 2019 г. "Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего-образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации".
16 марта 2022 г УФСИН России по Краснодарскому краю в адрес Чернова Д.М. посредством почтовой связи направлено уведомление о возмещении затрат на обучение в ВЮИ ФСИН России, в котором Чернову Д.М. разъяснено, что в соответствии с частью 12 статьи 78 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания виде лишения свободы", и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2019 г. N821 "Об утверждении Правил возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" он обязан в течение 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления возместить затраты на обучение в ВЮИ ФСИН России в размере 442 937, 79 руб, а также разъяснено право осуществить возмещение затрат на обучение в рассрочку до 3 лет, что подтверждается уведомлением от 16 марта 2022 г. и кассовым чеком "Почта России" от 16 марта 2022 г.
Денежные средства в качестве возмещения затрат на обучение от Чернова Д.М. не поступили, соглашение о рассрочке возмещения затрат на обучение не заключалось.
В ходе рассмотрения дела ответчик ссылался на то, что на основании приказа УФСИН России по Краснодарскому краю N-лс от ДД.ММ.ГГГГ он назначен на должность инспектора отдела режима и надзора ФКУ "Следственный изолятор N3 УФСИН по Краснодарскому краю" по контракту сроком на пять лет с 29 декабря 2022 г. и указанное в силу требований пункта 6 Правил от 27 июня 2019 г. N821 является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований
Разрешая спор, суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о заключении нового контракта, указав, что данное обстоятельство в силу пункта 6 Правил от 27 июня 2019 г. N821 не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и взыскал с Чернова Д.М. в пользу истца денежные средства, затраченные на его обучение, в заявленном размере
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, признав их основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, вследствие чего отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Инструкции от 6 июня 2005 г. N 76.
Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения (статья 11).
Согласно пункту 5.3 Инструкции от 6 июня 2005 г. N 76, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.
С 1 августа 2018 г. вопросы прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ правоотношения на службе в уголовно-исполнительной системе между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и (или) замещении должности в уголовно-исполнительной системе.
Контракт заключается на определенный срок (срочный контракт) или на неопределенный срок (часть 2 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Статья 23 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ определяет содержание контракта, в котором предусматриваются, в том числе условие об обязательстве гражданина или сотрудника проходить службу в уголовно-исполнительной системе по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункт 2 части 2). Условия контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, за исключением предусмотренных статьей 35 настоящего Федерального закона (часть 5).
Контракт прекращает свое действие со дня заключения с сотрудником нового контракта (пункт 2 части 4 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 87 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в уголовно-исполнительной системе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.
При расторжении по инициативе сотрудника срочного контракта, предусмотренного пунктами 3 и 4 части 9 статьи 22 настоящего Федерального закона, сотрудник обязан возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраты на обучение (часть 6 статьи 87 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 78 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", действовавшего на момент расторжения контракта, в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 1, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы или в течение срока, предусмотренного пунктом 7 части 10 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу уголовно- исполнительной системы затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N821 от 27 июня 2019 г. утверждены Правила возмещения сотрудником уголовно- исполнительной системы РФ затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации ФСИН в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе РФ (далее - Правила от 27 июня 2019 г. N821).
Согласно пункта 1 Правил от 27 июня 2019 г. N821 настоящие Правила определяют порядок и размеры возмещения сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее соответственно - сотрудник, уголовно-исполнительная система) затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний (далее соответственно - образовательная организация высшего образования, научная организация) в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - контракт) и его увольнения со службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14 или 19 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 14 части 3 статьи 84 Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации либо в течение срока, предусмотренного пунктом 7 части 10 статьи 78 указанного Федерального закона.
Расчет размера затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации, подлежащих возмещению сотрудниками, осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний, территориальным органом уголовно-исполнительной системы, учреждением, исполняющим наказание, следственным изолятором, научно- исследовательской, проектной, медицинской, образовательной и иной организацией, входящими в уголовно-исполнительную систему в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - учреждения или органы уголовно-исполнительной системы), руководители которых принимают решения о расторжении с сотрудниками контрактов и об увольнении сотрудников (пункт 2 Правил от 27 июня 2019 года N821).
В последний день службы сотрудника руководитель учреждения или а уголовно-исполнительной системы или по его поручению иное должностное лицо выдает сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней со дня получения указанного уведомления возместить затраты на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления денежных средств в доход федерального бюджета (пункт 3 Правил от 27 июня 2019 г. N821).
Сотрудник вправе осуществлять возмещение затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации с рассрочкой до 3 лет. В этом случае между сотрудником и учреждением или органом уголовно-исполнительной системы заключается соглашение (в письменной форме) с указанием конкретных сроков и размеров платежей (пункт 4 Правил от 27 июня 2019 г. N821).
В случае не возмещения сотрудником в полном размере затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации в сроки, установленные пунктами 3 и 4 настоящих Правил, при расторжении с ним контракта и увольнении со службы по основаниям, указанным в пункте 1 настоящих Правил, взыскание указанных затрат осуществляется в судебном порядке (пункт 5 Правил от 27 июня 2019 г. N821).
В соответствии с пунктом 7 Правил от 28 декабря 2012 г. N1465 в затраты на обучение сотрудника входят расходы образовательного учреждения высшего профессионального образования, образовательного или научного учреждения: на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.
Аналогичные условия положения содержатся и в пункте 7 Правил от 27 июня 2019 года N821, согласно которого затраты на обучение сотрудника включают расходы образовательной организации высшего образования или научной организации:
а) на оплату труда профессорско-преподавательского состава с учетом начислений страховых взносов;
б) на амортизацию учебного оборудования в период обучения;
в) на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников;
г) на коммунальные услуги;
д) на услуги связи для целей образовательного процесса.
Согласно статье 249 Трудового кодекса в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно- исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что на момент рассмотрения спора после увольнения из Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю ответчиком вновь заключен контракт о прохождении службы с 21 декабря 2022 г. в должности инспектора отдела режима и надзора ФКУ "Следственный изолятор N3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю" в силу положений которого Чернов Д.М. также обязался проходить службу в органах ФСИН по окончании обучения в образовательной организации высшего образования не менее срока, установленного контрактом.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что поскольку ответчик продолжает службу у истца после окончания высшего учебного заведения, факт его увольнения и последующего трудоустройства не может рассматриваться как наличие оснований для нарушения обязательств, предусмотренных контрактом и возникновения у Чернова Д.М. обязательства по возмещению расходов федерального бюджета на его обучение, поскольку последствий, связанных с увольнением ответчика из структуры ФСИН и предусмотренных статьей 249 Трудового кодекса РФ не наступило.
Кроме того, применяя к спорным правоотношениям условия контракта 1 августа 2021 г, суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно пункту 2 части 4 статьи 22 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ контракт прекращает свое действие со дня заключения с сотрудником нового контракта, новый контракт от 29 декабря 2022 г. является действующим и также содержит положения об обязанности Чернова Д.М. в случае увольнения до 15 мая 2027 г. возместить ФСИН России в соответствии с Федеральным законом затраты на его обучение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.