Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Ключиковой Е.И. на вступившие в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 2 августа 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", общество), по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
определением главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 12 апреля 2023 года СНТ "Аврора" в лице представителя Ивашовой З.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ситиматик-Волгоград" на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 2 августа 2023 года, данное определение отменено, материалы возвращены на новое рассмотрение.
Определением главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 29 августа 2023 года СНТ "Аврора" в лице представителя Ивашовой З.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ситиматик-Волгоград" на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее определение, просит отменить состоявшиеся в отношении ООО "Ситиматик-Волгоград" по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 2 августа 2023 года, которыми дело возвращено на новое рассмотрение, ссылаясь на их незаконность, оставить в силе определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Законные представители ООО "Ситиматик-Волгоград" и СНТ "Аврора", уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанные выше судебные акты, возражения в установленный срок не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием отказа в возбуждении в отношении ООО "Ситиматик-Волгоград" производства по делу) предусмотрена ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Как следует из материалов дела, 19 сентября 2022 года в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило сообщение председателя СНТ "Аврора" от 16 сентября 2022 года N 472 о ненадлежащем исполнении ООО "Ситиматик-Волгоград" условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и с требованием о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной, в том числе, статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением должностного лица административного органа в возбуждении в отношении ООО "Ситиматик-Волгоград" дела об административном правонарушении отказано по основанию отсутствия события административного правонарушения и со ссылкой на то, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом, в согласовании которых решением прокуратуры от 04 апреля 2023 года отказано, так как обращение содержит сведения о несоблюдении обязательных требований, оценка которых является предметом государственного контроля (надзора). Также отказ обоснован тем, что обращение СНТ "Аврора" направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, которое не содержит сведений и документов, необходимых для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Отменяя названное выше определение и возвращая дело на новое рассмотрение должностному лицу, судья Центрального районного суда г.Волгограда, с выводами которого согласился судья Волгоградского областного суда, указал на то, что обстоятельства, приведенные в обращении СНТ "Аврора" должностным лицом не проверены, меры по решению поставленных в нем вопросов и восстановлению нарушенных прав не приняты, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вопреки требованиям части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не мотивировано.
Оснований не согласиться с выводами судей нижестоящих судебных инстанций не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 данного Кодекса.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1 названного Кодекса).
Положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (примечание к статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу приведенных выше положений статьи 28.1 названного Кодекса сообщение, заявление, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, подлежат проверке и рассмотрению должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Иное не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При этом, исследование и рассмотрение содержащихся в сообщении, заявлении данных о наличии события административного правонарушения может быть осуществлено не только посредством проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, но и в ином установленном законом порядке.
Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении предусматривает вынесение мотивированного определения, что предусмотрено частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 марта 2021 г. N 9-П, приведенная норма по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означает, что по обращению, содержащему данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением отдельных правонарушений, перечисленных в КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо, сделавшее вывод об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении такого дела.
Также согласно изложенной в указанном постановлении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа названных выше норм следует, что при поступлении сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, должностное лицо административного органа не лишено возможности, в том числе в соответствии с положениями статей 28.7, 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбудить дело об административном правонарушении с проведением административного расследования и установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, либо привести мотивированные выводы о невозможности возбуждения производства по делу.
Однако, должностным лицом административного органа требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с положениями Федеральных законов от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и от 26 декабря 2008 г. N294-ФЗ, не изучены, обстоятельства настоящего дела применительно к этим нормам, не проверены, отказ в возбуждении дела должным образом не мотивирован.
Кроме того, не является основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении обращение СНТ "Аврора" в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, и без приложения документов, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается заявитель. Требования к форме подачи и содержанию сообщений и заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат. При этом названные сообщения и заявления подлежат проверке и рассмотрению должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и вопреки доводам заявителя, у судей районного и областного судов имелись основания для возвращения дела на новое рассмотрение в целях объективного рассмотрения поступившего в адрес Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обращения председателя СНТ "Аврора" и надлежащего обоснования принятого решения.
Допущенные должностным лицом нарушения являются существенными, в связи с чем нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отмене определения главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 12 апреля 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Центрального районного суда г. Волгограда от 19 июня 2023 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 2 августа 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Ключиковой Е.И. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Олейников А.В. N 12-752/2023
судья областного суда Сукачев Д.Ю. N 07р-612/2023
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-5907/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.