Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Храмцовой М.П. на вступившие в законную силу решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 1 августа 2023г., решение судьи Иркутского областного суда от 2 ноября 2023г., вынесенные в отношении акционерного общества "Группа "Илим" (далее - АО "Группа "Илим", Общество) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории NЭ-328-в/1 от 13 декабря 2022г. АО "Группа "Илим" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Братского городского суда Иркутской области от 1 августа 2023г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 2 ноября 2023г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо Храмцова М.П. просит судебные решения отменить, приводя доводы о незаконности обжалуемых актов.
АО "Группа Илим" представлены письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, доводы жалобы и возражений, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением NЭ-328-в/1 от 13 декабря 2022г. АО "Группа "Илим" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, за то, что по результатам проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории внеплановой выездной проверки в отношении АО "Группа "Илим", на основании решения руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории 22 мая 2022 г. N 205-р (в ред. решений от 27.05.2022 N217-р, от 05.07.2022 N252-р), установлены факты нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации объекта НВОС N25-0138-002123-П, выразившихся: в превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ в пределах норматива НДС, а также допустимых концентраций в пределах лимита сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступающих в р. Вихоревка; в осуществлении ненадлежащего производственного контроля за состоянием активного ила на СБО-1 и СБО-2, что привело к его неудовлетворительному состоянию и не обеспечило надлежащей(полной) биологической очистки сточных вод, поступающих в р. Вихоревка.
Отменяя обжалуемое постановление, судья городского суда пришел к выводу о том, что процедура проведения внеплановой выездной проверки была нарушена, органом не была согласована в установленном порядке внеплановая проверка деятельности АО "Группа "Илим" с органами прокуратуры, отсутствует надлежаще оформленное требование прокурора, при отборе проб ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" г. Иркутск допущены нарушения, в связи с чем результаты анализа сточных и природных вод не могут быть признаны достоверными, а представленные в дело доказательства, полученные при проведении указанной проверки, не могут быть использованы в качестве доказательств вины привлеченного к административной ответственности лица.
Установив указанные обстоятельства, судья отменил постановление и прекратил производство по делу на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. С указанными выводами согласился судья областного суда.
Факт наличия нарушений, допущенных при производстве отбора проб сотрудниками ЦЛАТИ, несоответствии географических координат в месте отбора проб и месте сброса сточных вод, нарушении методики отбора, испытания проб сточных вод и измерения массовой концентрации загрязняющих веществ, подтверждается как показаниями должностного лица, сотрудников ЦЛАТИ, так и экспертным заключением N 25 от 19.06.2023г, которые были верно оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ, в их совокупности. Поэтому выводы о недопустимости результатов анализа сточных и природных вод, наличие оснований для прекращения производства по делу по приведенным выше мотивам являются правильными.
Каких-либо обстоятельств, опровергающих указанные выводы материалы дела и жалоба не содержат.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке ст.ст.30.6. 30.9 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ при рассмотрении жалоб не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных решений не имеется.
Вместе с тем, выводы суда о том, что процедура проведения внеплановой проверки была нарушена, поскольку проверка не согласовывалась органами прокуратуры, что является прямым нарушением постановления Правительства РФ от 10.03.2022г N 336, нельзя признать обоснованными, опровергаются представленными материалами.
Согласно материалов дела, решение N 205-р о проведении выездной внеплановой проверки деятельности АО "Группа "Илим" было принято руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской территории 22.05.2022г на основании мотивированного представления начальника Братского отдела государственного экологического надзора от 22.05.2022г.
Согласно представлению от 22.05.2022г, оно составлено на основании сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) окружающей среде, полученных от помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора по факту гибели и выброса на берег р.Вихорева рыбы под новым недостроенным мостом в районе ж.р. Бикей от 22.05.2022г. Указанные обстоятельства подтверждены служебной запиской с фотоматериалом.
Таким образом изложенные выше сведения поступили 22.05.2022г именно из прокуратуры в орган, непосредственно уполномоченный проводить соответствующие проверки.
22.05.2022г за N ОК/12-5612 межрегиональным управлением в адрес Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, Братского межрайонного природоохранного прокурора направлено уведомление о проведении в отношении АО "Группа "Илим" внеплановой выездной проверки по факту гибели и выброса на берег р. Вихорева рыбы под новым недостроенным мостом в районе ж.р. Бикей.
27.05.2022г за N07-34-2022 Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура согласовала проверку исполнения законодательства об охране вод, рыболовстве и сохранении водных ресурсов в отношении филиала АО "Группа "Илим".
Из материалов дела также следует, что прокуратурой по данному факту были приняты соответствующие меры, внесено представление АО "Группа "Илим", в том числе на основании полученных в результате назначенной и проведенной административным органом проверки доказательств, что свидетельствует о согласовании проведения назначенной проверки.
Кроме того, проверка в отношении АО "Группа "Илим" (филиал) проведена и Братской межрайонной прокуратурой.
Отклоняя доводы должностного лица о соблюдении требований о проведении внеплановой проверки, суд также установилотсутствие признаков чрезвычайной ситуации, отсутствие оснований для проведения указанной выше проверки.
Вместе с тем, согласно рапорта, поданного 22.05.2022г на имя Братского межрайонного природоохранного прокурора, при проверке информации о происшествиях на поднадзорной территории в период дежурства 22.05.2022 выявлено размещение в СМИ (социальная сеть "вКонтакте") информации о загрязнении реки Вихорева Братского района в районе нового моста возле ж.р Бикей, повлекшем массовую гибель водных биологических ресурсов.
Согласно служебной записки от 22.05.2022г. на имя Руководителя межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от начальника Братского отдела государственного экологического контроля, по телефону от помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора поступила информация по факту гибели и выброса на берег р. Вихорева рыбы под новым недостроенным мостом в районе ж.р. Бикей (указаны примерные географические координаты). В месте обнаружения гибели рыбы ощущается сильный запах сточных вод, характерный для целлюлозно-бумажной промышленности.
Указанные данные, послужившие основанием для проведения проверки, содержат сведения о наличии обстоятельств, представляющих опасность, которые повлекли и могут в дальнейшем повлечь за собой ущерб окружающей среде.
Не введение в установленном законом порядке режима ЧС указанные выше выводы не опровергает и не свидетельствует о незаконности действий административного органа по назначению и проведению внеплановой проверки.
Также нельзя согласиться с выводами о том, что при рассмотрении дела административным органом не был исследован вопрос о возможных причинах и характере загрязнения водного объекта, которое могло повлечь гибель рыбы со стороны других водопользователей, поскольку в силу ст.25.1 КоАП РФ постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут содержать выводы о виновности иных лиц, производство в отношении которых не осуществлялось, поскольку иное означало бы выход за рамки установленного в ст.26.1 КоАП РФ предмета доказывания по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, в силу п.2 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ, принятые по делу судебные акты подлежат изменению, с исключением выводов: о несогласовании проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры, в связи с чем данное обстоятельство является прямым нарушением постановления Правительства РФ от 10.03.2022г N 336 и об отклонении доводов должностного лица о соблюдении требований о проведении внеплановой проверки, в отсутствие оснований для проведения указанной проверки; о том, что при рассмотрении дела административным органом не был исследован вопрос о возможных причинах и характере загрязнения водного объекта, которое могло повлечь гибель рыбы со стороны других водопользователей.
Указанное обстоятельство не ухудшает положение лица, в отношении которого вынесены указанные решения.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Братского городского суда Иркутской области от 1 августа 2023г. и решение судьи Иркутского областного суда от 2 ноября 2023г, вынесенные в отношении акционерного общества "Группа "Илим" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.1, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ изменить, исключить выводы: о несогласовании проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры, в связи с чем данное обстоятельство является прямым нарушением постановления Правительства РФ от 10.03.2022г N 336; об отклонении доводов должностного лица о соблюдении требований о проведении внеплановой проверки, в отсутствие оснований для проведения указанной проверки; о том, что при рассмотрении дела административным органом не был исследован вопрос о возможных причинах и характере загрязнения водного объекта, которое могло повлечь гибель рыбы со стороны других водопользователей.
В остальной части решения оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Храмцовой М.П. - без удовлетворения.
Судья: Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.