Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А. рассмотрев жалобу защитника Шиховой М.В., действующей в интересах Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации, на вступившее в законную силу решение судьи Иркутского областного суда от 20 ноября 2023г., вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации (далее - АО "Иркутскэнерго", Общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, консультанта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и земельного надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории NЗ-1043-в/1 от 17 апреля 2023г. АО "Иркутскэнерго" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 28 сентября 2023г. постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Иркутского областного суда от 20 ноября 2023г. решение судьи районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В жалобе защитник Шихова М.В. просит решение областного суда отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о незаконности обжалуемого акта.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Постановлением NЗ-1043-в/1 от 17 апреля 2023г. АО "Иркутскэнерго" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за то, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) период с 12.12.2022 по 12.01.2023 проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером N с целью оценки соответствия деятельности АО "Иркутскэнерго" осуществляемой на указанном объекте недвижимости, обязательным требованиям установленным законодательством в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что АО "Иркутскэнерго" является собственником земельного участка с кадастровым номером N (Единое землепользование), расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Иркутская область, Усольский район, 1300 м юго-западнее п. Белореченский; площадь участка составляет 80783 м2; относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешенного использования для строительства и эксплуатации электрокотельной.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07.11.2022 N_ N земельный участок с кадастровым номером N имеет единое землепользование. Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование N, N, N, N, N, N, N, N, N.
По результатам анализа отобранных проб почв земельного участка с кадастровым номером N, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером N, установлено, что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах почвы, превышают фоновые значения по следующим загрязняющим веществам: - железо от 1, 1 до 1, 3 раза; - кобальт в 1, 1 раза; - нефтепродукты от 1, 1 до 6, 3 раза; - никель от 1, 1 до 1, 3 раза; -хром от 1, 3 до 1, 6 раза; - цинк от 1, 1 до 1, 2 раза; - ртуть (общая) в 2, 1 раза.
Площадь загрязнения почвы составляет 17477, 829 м2. Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от 09.01.2023 N 001-Г-2023 на земельном участке с кадастровым номером N, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером N, в местах отбора почвенных проб, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 4 см, и имеет низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова. Таким образом, поступление загрязняющих веществ на участки почв на части земельного участка с кадастровым номером N, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером N, повлекло загрязнение почвы железом, кобальтом, нефтепродуктами, никелем, хромом, цинком, ртутью (общей).
Кроме того, согласно информации, предоставленной АО "Иркутскэнерго" исх. N от 28.12.2022 Обществом разработаны планы мероприятий по охране земель филиала АО "Иркутскэнерго" ТЭЦ-11 на 2020 - 2022 гг, которым не предусмотрено конкретных мероприятий по улучшению земель и охране почв, предотвращению их загрязнения.
В нарушение требований пп. 2 п. 2 статьи 13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации АО "Иркутскэнерго" при осуществлении хозяйственной деятельности не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером N, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером N, загрязняющих веществ, по ликвидации последствий такого загрязнении.
Отменяя обжалуемое постановление и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что состав предъявленного правонарушения в действиях АО "Иркутскэнерго" отсутствует, поскольку факт эксплуатации Обществом расположенных на указанных выше участках объектов (электрокотельная и др.) административным органом при проведении проверки не доказан, законные основания для проведения проверки указанных земельных участков отсутствовали.
Между тем, принятие Обществом решения о консервации объектов, отсутствие деятельности непосредственно на момент проверки, не исключают осуществление производственной деятельности на указанном выше земельном участке и не освобождают его собственника от выполнения требований пп. 2 п. 2 статьи 13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ссылаясь на незаконность осуществленного административным органом контрольного (надзорного) мероприятия суд свои выводы со ссылкой на нормы закона не мотивировал.
При таких обстоятельствах, выводы судьи районного суда об отсутствии составов предьявленных административных правонарушений в действиях (бездействии) АО "Иркутскэнерго" нельзя признать обоснованными. Основания для прекращения производства по делу по приведенным в решении мотивам отсутствовали.
С учетом изложенного, судья областного суда верно отменил не соответствующее требованиям закона решение, направив дело об административном правонарушение на новое рассмотрение.
Жалоба на решение судьи районного суда рассмотрена в порядке ст.ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы, а также приобщенное к жалобе Заключение экспертизы промышленной безопасности, не опровергают выводы судьи областного суда в части наличия оснований для отмены решения и направления дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Иркутского областного суда от 20 ноября 2023г, вынесенное по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Иркутского акционерного общества энергетики и электрификации, оставить без изменения, жалобу защитника Шиховой М.В. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.