Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Гавриловой Е.С., на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области-Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 19 июля 2023 г., решение судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 13 сентября 2023 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 23 октября 2023 г., вынесенные в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области-Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 19 июля 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 13 сентября 2023 г. и решением судьи Кемеровского областного суда от 23 октября 2023 г, ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе защитник ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Гаврилова Е.С. просит об изменении судебных актов и применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 названного Закона, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной Кемеровской межрайонной природоохранной прокуратурой 12 апреля 2023 г. установлено, что на территории ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу по адресу: "адрес", вблизи гаража, в нарушение ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства, потребления", ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу допустило сброс отходов на поверхность, не имеющей твердого покрытия, путем складирования отходов (твердые коммунальные отходы, лом, отходы цветных и черных металлов), которые не укрыты брезентом, не оборудованы навесом, не защищены иным способом от атмосферных осадков, ветров, Обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, подробно приведенными в судебных актах, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Срок и порядок привлечения ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом формулировки части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение подлежит рассмотрению судом (административным органом) вне зависимости от того, заявлено ли лицом, привлекаемым к административной ответственности, соответствующее ходатайство.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Вместе с тем, исходя из характера совершенного правонарушения, умышленное несоблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем замена административного штрафа предупреждением по настоящему делу исключена.
Указанные доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, являлись предметом проверки двух судебных инстанций, своего подтверждения не нашли и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области-Кузбасса в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса от 19 июля 2023 г, решение судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 13 сентября 2023 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 23 октября 2023 г, вынесенные в отношении ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Гавриловой Е.С. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.