Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Пушкаревой Н.В, Виноградовой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полуботко Елены Александровны, поданную 23 октября 2023 г, на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13 сентября 2023 г, по административному делу N 2а-1269/2023 по административному исковому заявлению Полуботко Елены Александровны о признании незаконными постановлений судебного пристава - исполнителя Отделения судебных приставов по Черемховскому и Аларскому районам Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - ОСП по Черемховскому и Аларскому районам).
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Полуботко Е.А. обратилась в Черемховский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений судебных приставов - исполнителей ОСП по Черемховскому и Аларскому районам о возбуждении исполнительных производств от 09.07.2021 N-ИП; от 15.03.2022 N-ИП; от 14.10.2022 N-ИП; от 05.10.2021 N-ИП; от 25.05.2022 N-ИП.
В обоснование требований указано, что ОСП по Черемховкому и Аларскому районам, является организацией у которой отсутствует государственная регистрация. Отдел не является подразделением ГУФССП по Иркутской область, так как не указан в выписке из ЕГРЮЛ ГУФССП по Иркутской области. У судебного пристава - исполнителя отсутствуют полномочия на возбуждение исполнительных производств. ГУФССП по Иркутской области является юридическим лицом, не является государственным органом власти, поэтому обязано выдавать своим филиалам доверенности, на основании которых уполномочивает их представлять интересы вне местонахождении юридического лица, однако доверенности у руководителя и работников (служащих) ОСП по Черемховскому и Аларскому районам отсутствуют, отсутствуют полномочия представлять интересы юридического лица, ГУФССП по Иркутской области и осуществлять их защиту. Любой акт изготовленный и принятый неуполномоченными лицами не обладает юридической силой и не несет правовых последствий. Кроме того, указано на необходимость суду обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", который опубликован с нарушением порядка его принятия, подписания и обнародования, с пропущенными сроками, установленными статьями 105, 107 Конституции Российской Федерации, что делает закон неконституционным, не имеющим юридической силы, и не подлежит применению.
Решением Черемховского городского суда Иркутской области от 12.07.2023, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13.09.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Полуботко Е.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материалов дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную по делу позицию, ссылаясь на незаконность, необоснованность судебных актов, указывает, что рассмотренные судом требования ею не заявлялись. Указывает, что судом не истребованы документы, подтверждающие ее доводы и требования о нарушения прав административного истца, в том числе документов, подтверждающих права лица, подписавшего документ (постановление о возбуждении исполнительного производства). Кроме того, указывает на прямую или косвенную заинтересованность судьи в исходе дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", возложена на судебного пристава-исполнителя (абзац первый пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судами установлено и следует из материалов дела, в ОСП по Черемховскому и Аларскому районам в отношении должника Полуботко Е.А. находятся на исполнении исполнительные производства:
- N N, возбуждено постановлением судебного пристава - исполнителя 25.05.2022, на основании заявления взыскателя ООО "Байкальская энергетическая компания" и судебного приказа мирового судьи судебного участка N 126 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области N 2-887/2022 от 14.02.2022 о взыскании с Полуботко Е.А. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию и судебных расходов в размере 38 276, 11 руб.;
- N N, возбуждено 14.10.2022 на основании заявления взыскателя ООО "Управляющая компания "Храмцовская" и исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка N 112 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области по делу N 2-1719/22 от 12.04.2022, о взыскании с Полуботко Е.А. задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, пени в размере 49 840, 24 руб.;
- N N 15.03.2022 на основании заявления взыскателя ПАО "Иркутскэнерго" и на основании исполнительного листа серии ВС N 098564649, выданного мировым судьей судебного участка N 112 г Черемхово и г. Свирска Иркутской области N 2-3802/2021 о взыскании с Полуботко Е.А. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 4 921, 39 руб.;
- N N, возбуждено 09.07.2021 на основании заявления взыскателя ООО "Управляющая компания "Храмцовская" и исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка N 112 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области по делу N 2-10/21 от 25.05.2020, о взыскании с Полуботко Е.А. задолженности по коммунальным платежам в размере 48 174, 27 руб.;
- N N, возбуждено 05.10.2021на основании заявления взыскателя ПАО "Иркутскэнерго" и исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка N 112 г. Черемхово и г. Свирска Иркутской области по делу N 2-127/21 от 20.04.2021, о взыскании с Полуботко Е.А. задолженности по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 44 900, 79 руб.
Исполнительные производства находятся на исполнении в ОСП по Черемховскому и Аларскому районам, требования исполнительных документов не исполнены.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", оценив представленные доводы и доказательства, суды пришли к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что оспариваемые административным истцом постановления о возбуждении исполнительных производств вынесены уполномоченными должностными лицами Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в пределах предоставленных полномочий и территории, на которую распространяются полномочия судебных приставов-исполнителей ОСП по Черемховскому и Аларскому районам, соответствуют требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не нарушают прав и законных интересов административного истца Полуботко Е.А..
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выводы судов полагает правильными.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности постановлений о возбуждении исполнительных производств из материалов административного дела не следует.
Предмет и основания заявленных требований, судами определены в соответствии с административным исковым заявлением и доводам, изложенным административным истцом в ходе рассмотрения дела. Состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, судами определен правильно. Препятствий в рассмотрении дела судьей, установленных статьями 31, 32 КАС РФ, из материалов административного дела не следует.
Доводы об отсутствии полномочий у должностных лиц ОСП по Черемховскому и Аларскому районам, а равно доводы о незаконности постановлений по мотивам неконституционности законов, регулирующих деятельность органов системы принудительного исполнения Российской Федерации и определяющих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, по изложенным в кассационной жалобе основаниям, правового содержания не имеют, не могут повлечь отмену судебных актов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что доводы кассационной жалобы нарушение судами норм материального и процессуального права не подтверждают, оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Черемховского городского суда Иркутской области от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 13 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.