Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", поданная через суд первой инстанции 16 ноября 2023 года, на решение Кемеровского областного суда от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года по административному делу N 3а-235/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" о признании нормативных правовых актов недействующими в части.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" Мальцевой О.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление N 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" (далее - Постановление N 957), которым обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее - ООО "КЭнК") утверждена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (пункт 4 приложения N 2).
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса принято постановление N 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" (далее - Постановление N 958), пунктом 4 таблицы 3 приложения к Постановлению N 958 для ООО "КЭнК" утвержден размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год - 6 186 151, 16 тыс. рублей.
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса принято постановление N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее - Постановление N 960).
Пунктами 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 приложения к Постановлению N 960 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2023 год - между ООО "КЭнК" и ООО "Горэлектросеть", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС"), АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ООО "ОЭСК", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД"), ОАО "РЖД" (Красноярская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД"), ООО "ЭнергоПаритет", ООО "Энергосервис".
ООО "КЭнК" обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента издания Постановления N 960 в части пунктов 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 приложения к Постановлению N 960, которыми установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2023 год; Постановления N 958 в части пункта 4 таблицы 3 приложения к Постановлению N 958, которым для ООО "КЭнК" утвержден размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год - 6 186 151, 16 тыс. рублей; Постановления N 957 в части установления пунктом 4 приложения N 2 Обществу необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 год, как противоречащих нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование требований административный истец указал, что необходимая валовая выручка на 2023 год органом регулирования установлена с нарушением тарифного законодательства в экономически необоснованном размере, поскольку неверно определено количество активов (объем условных единиц), необходимое для осуществления регулируемой деятельности, и индекс эффективности подконтрольных расходов; при корректировке неподконтрольных расходов необоснованно исключены расходы на рентабельность по договорам на услуги по техническому освидетельствованию; при расчете выпадающих доходов неверно определена корректировка по результатам выполнения инвестиционной программы, не учтены выпадающие доходы предыдущих периодов, что в совокупности привело к занижению необходимой валовой выручки и, как следствие, занижению предпринимательской прибыли и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса, что нарушает права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Определением Кемеровского областного суда от 31 мая 2023 года административные исковые требования ООО "КЭнК" о признании недействующим со дня принятия Постановления N 960 в части пункта 10 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год) оставлены без рассмотрения, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Решением Кемеровского областного суда от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" в части установления пунктом 4 приложения 2 обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая Компания" необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 год в размере 6 186 151, 16 тыс. руб.; постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" в части установления пунктом 4 таблицы 3 приложения обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая Компания" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год, в размере 6 186 151, 16 тыс. руб.; постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса).
На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления, признанные не действующими в части, с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу ООО "КЭнК" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 500 руб.
В кассационной жалобе ООО "КЭнК", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит изменить постановленные судебные акты, признав заявленные требования обоснованными по всем приведенным в административном иске доводам, включая требования об учете при определении необходимой валовой выручки количества активов (объема условных единиц оборудования), необходимого для осуществления регулируемой деятельности, расходов на выполнение инвестиционной программы, определения размера недополученных доходов, индекса эффективности подконтрольных расходов, полагая неправомерными выводы судов о признании обоснованным исключение регулятором из состава необходимой валовой выручки указанных расходов регулируемой организации. Также просит суд кассационной инстанции взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд кассационной инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов N 1178), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по| расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по |тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе включаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
В силу положений пункта 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными статьей 6 Федерального закона N 35-ФЗ, к которым среди прочих относятся соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе расчет установления их исчерпывающего перечня.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений Основ ценообразования (пункт 12 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования тарифов N 1178).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В соответствии с положениями подпункта 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -постановление N 2053) территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования в электроэнергетике.
При рассмотрении дела установлено, что ООО "КЭнК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Период 2020-2024 годов является для Общества очередным долгосрочным периодом регулирования. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
28 апреля 2022 года ООО "КЭнК" обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год с предоставлением обосновывающих материалов.
По результатам экспертизы предложений Общества регулятором произведен расчет необходимой валовой выручки, и Постановлениями N 957 и N 958 для ООО "КЭнК" необходимая валовая выручка на 2023 год определена в размере 6 186 151, 16 тыс. рублей, Постановлением N 960 утверждены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ООО "КЭнК" и смежными сетевыми организациями.
При расчете необходимой валовой выручки на 2023 год применен индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 5%, который был определен в 2019 году при установлении долгосрочных параметров регулирования на период 2020-2024 годов, пересмотр которого нормативными правовыми актами в области электроэнергетики не предусмотрен.
Разрешая заявленные требования судебные инстанции исходили из того, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, опубликованы на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru 30 ноября 2022 года в установленном порядке.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае в рамках тарифного регулирования исключение превышающей суммы фактического финансирования над плановым размером инвестиционной программы за 2021 год, учитываемым при установлении тарифов, является правомерным, направленным на обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей электрической энергии, для которых в тариф включена инвестиционная составляющая; расходы на услуги по техническому освидетельствованию энергообъектов приняты в размере 3 585, 68 тыс. рублей при отсутствии надлежащего экономического обоснования, равно как и определенная РЭК Кузбасса корректировка необходимой валовой выручки Общества на 2023 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. С выводами регулирующего органа при распределении выпадающих доходов и корректировке необходимой валовой выручки суд первой инстанции согласился.
Признавая оспариваемые нормативные правовые акты недействующими с даты принятия, суд первой инстанции исходил из того, что они имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом изучения и оценки судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных постановлениях.
Оценивая доводы административного ситца о необходимости пересмотра индекса эффективности подконтрольных расходов, суды правомерно исходили из того, что пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2053), определены особенности установления (пересмотра, корректировки) регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики в период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и на 2023 год (финансовый год).
Согласно подпункту 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 2053 территориальной сетевой организации предоставлено право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования.
Таким образом, вопреки утверждениям кассатора право пересмотра индекса эффективности подконтрольных расходов органу регулирования не предоставлено, а доказательства того, что Общество обращалось к регулятору с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, в дело не представлены.
Доводы кассационной жалобы административного истца о несоответствии законодательству большей юридической силы оспариваемых нормативных правовых актов в части распределения выпадающих доходов и корректировки необходимой валовой выручки обоснованно признаны судами несостоятельными.
В силу положений пункта 7 Основ ценообразования (абзац 10) в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, неучтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. При этом в целях сглаживания изменения тарифов учет таких расходов может осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет.
По смыслу указанных норм законодательства в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение 5 лет, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены, в том числе относящихся к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
Вопреки доводам кассатора, суды правомерно исходили из того, что недополученные доходы 2017 года могут быть выявлены только в 2019 году при подаче ООО "КЭнК" документов на тарифное регулирование на 2020 год, соответственно, последним пятилетним периодом, в котором могут быть учтены выпадающие доходы, является 2024 год.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что органом регулирования осуществляется перераспределение необходимой валовой выручки в целях сглаживания изменения тарифов, о чем подробно изложено в экспертном заключении и подтверждается материалами дела. При этом указанная административным истцом сумма 1 046 106, 57 тыс. рублей учтена в составе выпадающих доходов на общую сумму 3 670 168, 92 тыс. рублей, подлежащих распределению в последующих периодах регулирования.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном исключении регулирующим органом количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства - коммутационных аппаратов в виде разъединителей также были правомерно отклонены судами, поскольку Таблицей N П2.2 Приложения N 2 Методических указаний N 20-э/2 не предусмотрен учет разъединителей в качестве условных единиц.
Корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования - ВiкоррИП, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-l)-fi год, определяется по формуле 9, содержащейся в пункте 11 Методических указаний N 98-э, и является составляющей формулы 3 названных Методических указаний, участвуя в расчете значения Bi - расходы i-ro года долгосрочного периода регулирования.
Согласно формуле 9 Методических указаний N 98-э объем фактического финансирования инвестиционной программы представляет собой совокупность инвестиционных проектов инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.
При этом положениями пункта II Методических указаний N 98-э не предусмотрена возможность учета в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе, а также расходов на мероприятия, отсутствующие в инвестиционной программе.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, полностью повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, проверялись ими в ходе судебного разбирательства и получили правильную оценку в обжалуемых судебных актах, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Рассматривая кассационную жалобу в части возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины при обращении в суд кассационной инстанции в размере 3000 руб, судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 данного кодекса.
Приведенные правила, в соответствии с частью 2 данной статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела и в кассационной инстанции.
По смыслу приведенных норм на любой стадии рассмотрения административного дела (первая, апелляционная, кассационная, надзорная инстанции) обязательным условием взыскания судебных расходов является принятие судебного акта в пользу соответствующей стороны (решение, апелляционное определение, кассационное определение, постановление соответственно).
Таким образом, судебные расходы, понесенные стороной, обжалующей решение суда в кассационном порядке, подлежат возмещению при условии удовлетворения кассационной жалобы. При отказе в удовлетворении такой жалобы судебные расходы возмещению не подлежат.
Такое толкование части 2 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", о том, что лицо, подавшее кассационную жалобу, имеет право на возмещение судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением жалобы, в случае, если по результатам рассмотрения дела принят итоговый судебный акт в его пользу; в свою очередь, с лица, подавшего апелляционную, кассационную или надзорную жалобу, в удовлетворении которой отказано, могут быть взысканы издержки других участников процесса, связанные с рассмотрением жалобы (абзацы первый и второй).
При таких обстоятельствах, когда оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, отсутствуют и основания для возмещения ООО "КЭнК" судебных расходов на уплату государственной пошлины при подаче данной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 31 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.