Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации Ангарского городского округа, поданную через суд первой инстанции 20 ноября 2023 г, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 октября 2023 г.
по административному делу N 2а-5093/2023 по административному исковому заявлению прокурора г. Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Шишкиной З.В, представляющей интересы администрации Ангарского городского округа, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ангарска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, выразившегося в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных и принятию в муниципальную собственность объектов коммунального хозяйства, обязании администрацию Ангарского городского округа в течение 20 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области как бесхозяйных указанных объектов недвижимости.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ангарска по результатам анализа состояния законности по постановке на учет бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства и оформлению права собственности установлены факты бездействия администрации Ангарского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 17 сентября 2015 г. N 1063-па утвержден Порядок перехода в муниципальную собственность бесхозяйных вещей на территории Ангарского городского округа.
В силу пункта 2.1.5 указанного Порядка на основании положительного заключения комиссии по признанию вещей бесхозяйными КУМИ проводит мероприятия по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Вместе с тем, установлено, что КУМИ в регистрирующий орган не представлены заявления о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества, признанных таковыми комиссией по признанию вещей бесхозяйными в 2020-2021 гг.
7 апреля 2023 г. мэру Ангарского городского округа внесено представление, в котором указано на бездействие администрации округа, 11 мая 2023 г. представлена информация о рассмотрении представления, согласно которой содержание и обслуживание бесхозяйных вещей осуществляют организации, к сетям которых непосредственно присоединены такие объекты, бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения переданы гарантирующей организации МУП Ангарского городского округа "Ангарский водоканал".
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 октября 2023 г, административное исковое заявление удовлетворено; признано незаконным бездействие администрации Ангарского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных и принятию в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства:
- участок сети холодного водоснабжения, расположенный по адресу: "адрес" (от водопроводного колодца до границ земельного участка), протяженностью 26м;
- воздушная кабельная линия электроснабжения по адресу: "адрес", используемая для электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес"
- сеть водоснабжения с водопроводными колодцами (в количестве 4 шт.), расположенная по адресу: "адрес" проходящая по земельным участкам с кадастровыми номерами N и по земельному участку, государственная собственность на который не разграничена;
- сеть ливнево-дренажной канализации от "данные изъяты" до границы многоквартирного дома "адрес"
На администрацию Ангарского городского округа возложена обязанность в течение 20 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области указанных выше объектов как бесхозяйных.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и принять новое решение.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Иркутской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Постановлением администрации Ангарского городского округа от 17 сентября 2015 г. N 1063-па утвержден Порядок перехода в муниципальную собственность бесхозяйных вещей на территории Ангарского городского округа.
В силу пункта 2.1.5 указанного Порядка на основании положительного заключения комиссии по признанию вещей бесхозяйными КУМИ проводит мероприятия по технической инвентаризации и постановке на кадастровый учет бесхозяйной недвижимой вещи.
Вместе с тем, установлено, что КУМИ в регистрирующий орган не представлены заявления о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества, признанных таковыми комиссией по признанию вещей бесхозяйными в 2020-2021 гг.: участок сети холодного водоснабжения, расположенный по адресу: "адрес" (от водопроводного колодца до границ земельного участка), протяженностью 26 м; воздушная кабельная линия электроснабжения по адресу: "адрес", используемая для электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" сеть водоснабжения с водопроводными колодцами (в количестве 4 шт.), расположенная по адресу: "адрес" проходящая по земельным участкам с кадастровыми номерами N и по земельному участку, государственная собственность на который не разграничена; сеть ливнево-дренажной канализации от "данные изъяты" до границы многоквартирного дома "адрес"
7 апреля 2023 г. мэру Ангарского городского округа внесено представление, в котором указано на бездействие администрации округа, 11 мая 2023 г. представлена информация о рассмотрении представления, согласно которой содержание и обслуживание бесхозяйных вещей осуществляют организации, к сетям которых непосредственно присоединены такие объекты, бесхозяйные объекты водоснабжения и водоотведения переданы гарантирующей организации МУП АГО "Ангарский водоканал".
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями пунктов 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 16, частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 6, части 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктов 3 и 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931, пункта 2.1.5 Порядка перехода в муниципальную собственность бесхозяйных вещей на территории Ангарского городского округа, утверждённого Постановлением администрации Ангарского городского округа от 17 сентября 2015 г. N 1063-па, пришел к выводу, что спорные объекты расположены в административных границах муниципального образования Ангарский городской округ, с заявлением о принятии спорных объектов на учет как бесхозяйное имущество администрация Ангарского городского округа в уполномоченный орган не обращалась. Объекты, используемые для жизнеобеспечения населения Ангарского городского округа в течение более двух лет являются бесхозяйными, не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, не приняты в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и не обслуживаются, следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а органами местного самоуправления не исполняется обязанность, вытекающая из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителем обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что полномочия органов местного самоуправления, касающиеся признания вещей бесхозяйными на территории Ангарского городского округа и обеспечения в установленных законодательством Российской Федерации случаях постановку такого имущества на государственный учет в государственном органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, переданы специально созданному учреждению с соответствующим финансированием.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и субъективном восприятии обстоятельств административного дела.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы полномочия в области управления муниципальным имуществом, а также бесхозяйным имуществом, расположенном на территории муниципального образования, федеральным законом возложены на органы местного самоуправления городских округов. При этом создание специализированных подразделений, учреждений либо иных структур в целях реализации отдельных полномочий, передача муниципального имущества иным лицам на каком-либо праве, не влекут освобождение органов местного самоуправление от исполнения установленных законом обязанностей, как и отсутствие в бюджете запланированных на текущий финансовый год денежных средств для реализации указанного полномочия.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствует об ошибочности выводов судов по существу заявленных требований, повторяют доводы, которыми была обоснована апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится. Переоценка, представленных в материалах дела доказательств, по доводам заявителя не может быть осуществлена на стадии кассационного производства в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Доводов, которые бы ранее не являлись предметом оценки судов заявителем не приведено.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.