Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Мариинского муниципального округа на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года по административному делу N 2а-661/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Мариинского муниципального округа, Мариинскому территориальному управлению администрации Мариинского муниципального округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Мариинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, выразившегося в непринятии мер по организации и обустройству на территории Мариинского муниципального округа площадок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильных установок в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; возложении на администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа обязанности организовать и обустроить земельный участок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильные установки в соответствии с пунктом 34 санитарных правил и норм СанПиН2, 1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, в срок до 1 октября 2023 года.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой г. Мариинска проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Мариинского муниципального округа выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, систематически допускаемые администрацией Мариинского муниципального округа, Мариинским территориальным управлением администрации Мариинского муниципального округа, выразившиеся в отсутствии обеспечения условий для ежегодного размещения отходов от уборки снега с территории муниципального образования в соответствии с установленными требованиями.
Специальных площадок, отвечающих требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега на территории Мариинского муниципального округа, не имеется.
Определенное постановлением администрации Мариинского муниципального округа от 16 декабря 2022 года N1348-П "Об определении на территории Мариинского муниципального округа места для вывоза и складирования снега в зимний период 2022-2023 годы" место для складирования снега после очистки территории Мариинского муниципального округа, расположенное в 155 метрах на север от дома "адрес", кадастровый номер N категория земель - земли населенных пунктов, предусмотренным законом требованиям не отвечает. В ходе выездной проверки 30 марта 2023 года установлено, что на данном земельном участке, определенном как место складирования снежных отходов, имеется бетонное покрытие, местами проросшее многолетней сухой растительностью и мхом, что свидетельствует об отсутствии водонепроницаемости данного покрытия. Кроме того, по периметру участка местами имеется земляной бугор, проросший многолетней сухой растительностью, что свидетельствует об отсутствии сплошного земляного вала по периметру данного участка. Документация, подтверждающая проведение работ по обустройству водонепроницаемого покрытия и обваловке территории сплошным земляным валом, в прокуратуру города не представлена ввиду отсутствия указанной документации.
31 марта 2023 года в связи с выявленными нарушениями и.о. главы администрации Мариинского муниципального округа прокуратурой г. Мариинска внесено представление N 7-2-2023. Из ответов от 4 мая 2023 года от 31 мая 2023 года на представление прокурора следует, что фактически площадка для размещения (складирования) снега не обустроена в связи с отсутствием финансирования.
3 апреля 2023 года прокурором г. Мариинска возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа. 27 апреля 2023 года начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах юридическое лицо - Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.
Несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, каких-либо действий, направленных на устранение нарушений закона и создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан в части исключения попадания вредных веществ с таянием убранного с территории населенного пункта снега в окружающую среду со стороны административных ответчиков не предпринято. Площадки с водонепроницаемым покрытием, обвалованным сплошным земляным валом, не обустроены.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года, заявленные прокурором требования удовлетворены; признано незаконным бездействие администрации Мариинского муниципального округа, Мариинского территориального управления администрации Мариинского муниципального округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по организации и обустройству на территории Мариинского муниципального округа площадок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильных установок в соответствии с требованиями санитарных норм и правил; на администрацию Мариинского муниципального округа, Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа, Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Мариинского муниципального округа возложена обязанность организовать и обустроить земельный участок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильные установки в соответствии с пунктом 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, в срок до 1 октября 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 23 ноября 2023 года, администрацией Мариинского муниципального округа ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, направлении дела на новое рассмотрение со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование заявленных по существу иска возражений, администрация настаивает на том, что не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору. Полагает, что незаконного бездействия администрацией не допущено.
Прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Признавая незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию мер по организации и обустройству на территории Мариинского муниципального округа площадок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильных установок в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и возлагая обязанность организовать и обустроить земельный участок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа или снегоплавильные установки в соответствии с пунктом 34 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 41, 42 Конституции Российской Федерации, статей 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 8, 12, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 11, 12, 39, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказ Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, руководствуясь частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Мариинского муниципального округа, принятым Советом народных депутатов Мариинского муниципального округа (решение от
19 ноября 2021 года N 5/2), решениями Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 29 сентября 2021 года N 1/16 и от 5 октября 2021 года N 2/11, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, верно исходили из того, что в силу приведенного правового регулирования организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального округа в соответствии с указанными правилами относится к вопросам местного значения муниципального округа. Отсутствие площадок для накопления снега от уборки территории Мариинского муниципального округа, относящегося к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам, или снегоплавильных установок в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, создает угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а отсутствие мер по организации и обустройству на территории Мариинского муниципального округа указанных площадок, отвечающих требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, является незаконным бездействием.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к данным выводам, доказательства, принятые судами во внимание, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях, судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации Мариинского муниципального округа, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за земельные участки, расположенные на территории муниципального округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который, среди прочего, несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является Мариинское территориальное управление администрации Мариинского муниципального округа, а не администрация, несостоятельно, лишено бесспорных правовых аргументов.
В соответствии с Положением о Мариинском территориальном управлении администрации Мариинского муниципального округа, утвержденным решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 6 октября 2021 года N 2/11, территориальное управление является территориальным органом администрации Мариинского муниципального округа и входит в структуру названного органа местного самоуправления.
Доводы администрации в указанной части основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам соответствуют, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 1 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мариинского муниципального округа - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.