Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-348/2023 (УИД 38RS0036-01-2022-006145-48) по иску Прудниковой Надежды Владимировны, Глобовой Анастасии Анатольевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Иркутска ордена "Знак почета" областная клиническая больница о признании сведений в реестрах работников, имеющих право на получение социальной выплаты недостоверными, обязании представить уточненный реестр, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Глобовой Анастасии Анатольевны, Прудниковой Надежды Владимировны - Конякина Владимира Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прудникова Надежда Владимировна (далее по тексту - Прудникова Н.В, истец), Глобова Анастасия Анатольевна (далее по тексту - Глобова А.А, истец) обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Иркутска ордена "Знак почета" областная клиническая больница (далее по тексту - ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница, ответчик) о признании сведений в реестрах работников, имеющих право на получение социальной выплаты, недостоверными, обязании представить уточненный реестр, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истицы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница, Прудникова Н.В. выполняет трудовые обязанности врача клинической лабораторной диагностики в экспресс лаборатории, Глобова А.А. - трудовые обязанности медицинского лабораторного техника экспресс лаборатории.
Исполняя свои трудовые обязанности, оказывают медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в связи с чем, пользуются правом на государственную социальную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N, в соответствии с которым в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских организаций производятся ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормосмену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Однако работодатель в период с ноября 2020 г. по июль 2022 г. предоставлял в Фонд социального страхования Российской Федерации реестры с недостоверными сведениями о фактическом числе отработанных ими нормативных смен, в результате чего образовалась недоплата специальных социальных выплат.
С учетом изложенного, истцы просили признать сведения в реестре работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты о фактическом числе нормативных смен, представленных ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница в Фонд социального страхования Российской Федерации в период с апреля 2022 г. по июль 2022 г. в отношении врача клинической лабораторной диагностики Прудниковой Н.В. и медицинского лабораторного техника Глобовой А.А, недостоверными; обязать ответчика в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Фонд социального страхования Российской Федерации уточненный реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, указав сведения о фактическом числе нормативных смен в отношении врача клинической лабораторной диагностики Прудниковой Н.В. и медицинского лабораторного техника Глобовой А.А, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда по 20000 рублей в пользу каждого из истцов.
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 г. исковые требования Прудниковой Н.В, Глобовой А.А. удовлетворены, сведения в реестре работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты о фактическом количестве нормативных смен, представленных Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница в Государственное учреждение Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за период с апреля 2022 г. по июль 2022 г. в отношении Прудниковой Н.В, Глобовой А.А. признаны недостоверными, на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница возложена обязанность в течение семи календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Иркутской области уточненный реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, указав следующие сведения о фактическом количестве нормативных смен: в отношении врача клинической лабораторной диагностики Прудниковой Н.В.: 3, 1 нормативных смены - за апрель 2022 г, 21, 4 нормативных смены - за май 2022 г, 9, 1 нормативных смены - за июнь 2022 г, 10 нормативных смены - за июль 2022 г, в отношении медицинского лабораторного техника Глобовой А.А. 21, 8 нормативных смены - за апрель 2022 г, 26, 8 нормативных смены - за май 2022 г, 13, 5 нормативных смены - за июнь 2022 г, 3, 2 нормативных смены - за июль 2022 г, с ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница в пользу Глобовой А.А, Прудниковой Н.В. взыскана компенсация морального вреда по 1000 рублей в пользу каждого, также с ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница в муниципальный бюджет г Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 600 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 июля 2023 г. решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Глобовой А.А, Прудниковой Н.В. - Конякин В.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 июля 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных пояснениях по кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 30 августа 2011 г. между Государственным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница и Прудниковой Н.В. заключен трудовой договор N, согласно которому Прудникова Н.В. принята на работу с 12 сентября 2011 г. на неопределенный срок по основному месту работы врачом клинической лабораторной диагностики в экспресс лабораторию центра лабораторных исследований.
С 1 ноября 2017 г. Прудникова Н.В. работала врачом клинической лабораторной диагностики в экспресс лаборатории (дополнительное соглашение от 28 сентября 2017 г. к трудовому договору), с 1 февраля 2021 г. по 28 февраля 2021 г. - в консультативно-диагностической группе (дополнительное соглашение от 12 февраля 2021 г. к трудовому договору).
Согласно дополнительным соглашениям от 13 декабря 2021 г, от 27 января 2022 г, от 20 июня 2022 г. к трудовому договору Прудникова Н.В. в периоды с 1 декабря 2021 г. по 31 декабря 2021 г, с 1 января 2022 г. по 31 января 2022 г, с 17 июня 2022 г. по 30 июня 2022 г. осуществляла трудовую деятельность в должности врача клинической лабораторной диагностики экспресс-лаборатории на 0, 75 ставки.
Приказом Государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница от 5 апреля 2012 г. N Прудниковой Н.В, врачу клинической лабораторной диагностики, разрешена работа в порядке внутреннего совместительства на 0, 5 ставки с 1 декабря 2011 г. по должности врача клинической лабораторной диагностики в часы после основной работы.
Дополнительным соглашением от 2 февраля 2021 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство Прудниковой Н.В, врачу клинической лабораторной диагностики, с 1 февраля 2021 г. установлено 0, 25 ставки по внутреннему совместительству.
Приказом Государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница от 31 мая 2021 г. N Прудникова Н.В, врач клинической лабораторной диагностики экспресс лаборатории, считается работающей в порядке внутреннего совместительства по должности врача клинической лабораторной диагностики экспресс лаборатории на 0, 75 ставки в часы после основной работы с 1 мая 2021 г. по 31 мая 2021 г.
23 июля 2021 г. между Государственным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница и Прудниковой Н.В. заключен трудовой договор N на внутреннее совместительство, в соответствии с которым Прудникова Н.В. принята на работу в консультативно-диагностическую группу врачом клинической лабораторной диагностики на 0, 25 ставки с 1 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г. на период действия временного штатного расписания.
Приказами Государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница от 30 сентября 2021 г. N, от 11 октября 2021 г. N внутренний совместитель Прудникова Н.В. переведена врачом клинической лабораторной диагностики консультативно-диагностической группы на 0, 25 ставки в часы после основной работы с 1 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г.
Прудникова Н.В. продолжала работу в порядке внутреннего совместительства врачом клинической лабораторной диагностики консультативно-диагностической группы на 0, 25 ставки с 1 октября 2021 г, а с 18 октября 2021 г. по 30 июня 2022 г. ? на 0, 5 ставки, о чем имеется трудовой договор N от 26 октября 2021 г. на внутреннее совместительство, приказ от 28 октября 2022 г. N, дополнительное соглашение от 25 октября 2021 г. к трудовому договору, приказ от 28 июня 2022 г. N о прекращении трудового договора с работником по внутреннему совместительству.
Глобова А.А. с 23 декабря 2011 г. принята на работу в Государственное учреждение здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница медицинским лабораторным техником в экспресс лабораторию центра лабораторных исследований на 1 ставку на неопределенный срок, о чем имеется трудовой договор от 22 ноября 2011 г. N, приказ от 23 декабря 2011 г. N.
С 1 ноября 2017 г. Глобова А.А. работала медицинским лабораторным техником в экспресс лаборатории (дополнительное соглашение от 28 сентября 2017 г. к трудовому договору).
Приказом Государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница от 13 января 2021 г. N Глобова А.А. считается работающей в порядке внутреннего совместительства на 1 ставку по должности медицинского лабораторного техника экспресс лаборатории с 1 января 2021 г. по 31 января 2021 г.
Согласно дополнительному соглашению от 2 марта 2021 г. к трудовому договору на внутреннее совместительство Глобова А.А. работала в порядке внутреннего совместительства на 0, 5 ставки по должности медицинского лабораторного техника консультативно-диагностической группы с 1 марта 2021 г. по 31 марта 2021 г.
23 июля 2021 г. между Государственным учреждением здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница и Глобовой А.А. заключен трудовой договор N на внутреннее совместительство, в соответствии с которым Глобова А.А. принята на работу в консультативно-диагностическую группу медицинским лабораторным техником на 0, 25 ставки с 3 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г. на период действия временного штатного расписания.
Приказом Государственного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница от 28 июля 2021 г. N внутренний совместитель Глобова А.А. считается работающей в порядке внутреннего совместительства по должности медицинского лабораторного техника экспресс-лаборатории на 0, 25 ставки с 1 июля 2021 г. по 31 июля 2021 г.
Глобова А.А. продолжала работу в порядке внутреннего совместительства медицинским лабораторным техником консультативно-диагностической группы на 0, 5 ставки с 1 августа 2021 г. по 31 августа 2021 г, с 1 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г. - на 0, 25 ставки, с 18 октября 2021 г. по 31 мая 2022 г. - на 0, 5 ставки, а с 1 июня 2022 г. по 15 августа 2022 г. - на 0, 25 ставки, о чем имеется дополнительное соглашение от 14 августа 2021 г. к трудовому договору, приказ от 24 августа 2021 г. N, трудовой договор N от 5 сентября 2021 г, приказ от 24 сентября 2021 г. N, дополнительное соглашение от 5 сентября 2021 г. к трудовому договору, дополнительное соглашение от 25 октября 2021 г. к трудовому договору, приказ от 18 ноября 2021 г. N, приказ от 22 июня 2022 г. N, приказ от 10 августа 2022 г. N о прекращении трудового договора с работником по внутреннему совместительству.
Согласно должностной инструкции врача клинической лабораторной диагностики КДГ, утвержденной главным врачом ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница 30 декабря 2020 г, врач клинической лабораторной диагностики КДГ относится к категории специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием, на врача клинической лабораторной диагностики возлагаются, в том числе задачи и функции по лабораторному обеспечению медицинской помощи пациентам с "данные изъяты" в условиях противоэпидемиологического режима, внедрению прогрессивных методов исследований, имеющих высокую аналитическую надежность, повышению качества лабораторных исследований, оказанию консультативной помощи врачам лечебных отделений в выборе наиболее диагностически информативных лабораторных тестов и трактовке данных лабораторных обследований больных и др, на врача клинической лабораторной диагностики КДГ возлагаются, в том числе должностные обязанности по консультированию медицинских работников и пациентов, обеспечение лабораторного процесса, выполнение клинических лабораторных исследований четвертой категории сложности, формулирование заключений по клиническим лабораторным исследованиям четвертой категории сложности и др.
Из должностной инструкции врача клинической лабораторной диагностики экспресс лаборатории, утвержденной главным врачом ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница 6 марта 2020 г, следует, что врач клинической лабораторной диагностики экспресс лаборатории относится к категории специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием, на врача клинической лабораторной диагностики возлагаются, в том числе задачи и функции по внедрению прогрессивных методов исследований, имеющих высокую аналитическую надежность, повышению качества лабораторных исследований, оказание консультативной помощи врачам лечебных отделений в выборе наиболее диагностически информативных лабораторных тестов и трактовке данных лабораторных обследований больных и др.; на врача клинической лабораторной диагностики экспресс лаборатории возлагаются, в том числе должностные обязанности по консультированию медицинских работников и пациентов, обеспечение лабораторного процесса, выполнение клинических лабораторных исследований четвертой категории сложности, формулирование заключений по клиническим лабораторным исследованиям четвертой категории сложности и др.
Согласно должностной инструкции медицинского лабораторного техника КДГ, утвержденной главным врачом ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница 30 декабря 2021 г, медицинский лабораторный техник КДГ относится к категории медицинских и фармацевтических работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, на медицинского лабораторного техника КДГ, в том числе возлагаются функции лабораторного обеспечения медицинской помощи пациентам с "данные изъяты" в условиях противоэпидемиологического режима, выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности, выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований второй категории сложности; в должностные обязанности медицинского лабораторного техника КДГ входит, в том числе взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов, в том числе выполнение исследований без оценки результатов и формулирования заключения химико-микроскопических, гематологических, биохимических, коагулогических, иммунологических, иммуногемотологических и др. исследований, оценка результатов клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности и направление их биологу или врачу клинической лабораторной диагностики для дальнейшей оценки, интерпретации и формулированию заключения.
В соответствии с должностной инструкцией медицинского лабораторного техника экспресс лаборатории, утвержденной 20 февраля 2021 г. главным врачом ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница, медицинский лабораторный техник экспресс лаборатории относится к категории медицинских и фармацевтических работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, на медицинского лабораторного техника экспресс лаборатории, в том числе возлагаются задачи выполнения клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности, функции, в том числе по лабораторному обеспечению медицинской помощи, выполнению клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности, выполнению, организации и аналитическому обеспечению клинических лабораторных исследований второй категории сложности, в должностные обязанности медицинского лабораторного техника КДГ входит, в том числе взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов, в том числе выполнение исследований без оценки результатов и формулирования заключения химико-микроскопических, гематологических, биохимических, коагулогических, иммунологических, иммуногемотологических и др. исследований, оценка результатов клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности и направление их биологу или врачу клинической лабораторной диагностики для дальнейшей оценки, интерпретации и формулированию заключения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 гг. медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения "данные изъяты" и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, исходя из следующего.
Приказом главного врача ГБУЗ ИОКБ от 7 декабря 2020 г. утверждено Положение о консультативно-диагностической группе.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения "данные изъяты"" принято решение об утверждении временного штатного расписания ГБУЗ ИОКБ.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе выписок из штатных расписаний и приказов главного врача ГБУЗ ИОКБ следует, что в штате консультативно-диагностической группы значились: на основании приказа от 31 декабря 2020 г. N должность врача клинической лабораторной диагностики (1 ставка), на основании приказа от 31 марта 2021 г. N должность врача клинической лабораторной диагностики (1 ставка), должность медицинского лабораторного техника (1 ставка), на основании приказа от 19 июля 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (5, 75 ставки), медицинского лабораторного техника (5, 75 ставки), на основании приказа от 5 августа 2021 г. должности врача клинической лабораторной техники (8, 5 ставки), медицинского лабораторного техника (10, 75 ставки), на основании приказа от 23 августа 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (6, 5 ставки), медицинского лабораторного техника (7, 5 ставки), на основании приказа от 3 сентября 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (5, 25 ставки), медицинского лабораторного техника (5, 75 ставки), на основании приказа от 8 ноября 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (9, 75 ставки), медицинского лабораторного техника (10, 25 ставки), на основании приказа от 17 декабря 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (9, 75 ставки), медицинского лабораторного техника (10, 5 ставки), на основании приказа от 30 декабря 2021 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (2.25 ставки), медицинского лабораторного техника (6, 25 ставки), на основании приказа от 4 апреля 2022 г. N должности врача клинической лабораторной диагностики (5 ставок), медицинского лабораторного техника (1 ставка).
Согласно Положению об экспресс-лаборатории, утвержденному 28 февраля 2020 г, экспресс-лаборатория является структурным подразделением ГБУЗ "ИОКБ", создается и ликвидируется приказом главного врача. Штатное расписание экспресс-лаборатории утверждается главным врачом в установленном порядке. Штат экспресс-лаборатории состоит из заведующего - врача-лаборанта, врача клинической лабораторной диагностики, врача- лаборанта, среднего медицинского персонала, немедицинских работников. Работа строится в соответствии с утвержденными министерством здравоохранения стандартами оказания специализированной стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи ГБУЗ "ИОКБ" (общеклинических, гематологических, иммунологических, изосерологических, биохимических, гемостаза, имеющих высокую аналитическую и диагностическую надежность) в объеме согласно заявленной номенклатуре исследований при аккредитации в соответствии с лицензией. Экспресс-лаборатория создана с целью экстренного выполнения различных видов лабораторных исследований пациентам.
Согласно Положению о консультативно-диагностической группе, утвержденному 7 декабря 2020 г, консультативно-диагностическая группа является структурным подразделением ГБУЗ "ИОКБ", создается и ликвидируется приказом главного врача. Штатное расписание КДГ утверждается главным врачом в установленном порядке, штат КДГ состоит из врача клинической лабораторной диагностики, врача ультразвуковой диагностики, врача- эпидемиолога, врача-рентгенолога, среднего медицинского персонала (фельдшер-лаборант, лаборант, медицинский лабораторный техник, рентгенолаборант, инструктор по лечебной физкультуре). Работа КДГ строится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19", порядками и стандартами оказания медицинской помощи. Целью КДГ является выполнение различных видов лабораторных и диагностических рентгенволновых ультразвуковых исследований пациентам, находящимся на лечении в ГБУЗ "ИОКБ". На КДГ возлагаются задачи, в том числе по лабораторному обеспечению медицинской помощи пациентам с "данные изъяты" в условиях противоэпидемиологического режима.
Во исполнение действующих нормативных требований в целях лабораторного обеспечения медицинской помощи, в том числе пациентам с "данные изъяты" в условиях противоэпидемиологического режима ответчик осуществлял перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, тогда как Прудникова Н.В, работая врачом клинической лабораторной диагностики, и Глобова А. А, работая медицинским лабораторным техником, в период с апреля 2022 г. по июль 2022 г. прямого участия в профилактике, диагностике и лечении заболеваний не принимали и не контактировали с пациентами, наряду с другими работниками лаборатории работали исключительно с биологическими материалами, отобранными у последних другими специалистами и определяли наличие либо отсутствие тех или иных биосред в переданном им для проведения исследования биоматериале, в числе которых выявлялось, в том числе наличие "данные изъяты", в связи с чем работодатель, определяя количество необходимых ставок в консультативно-диагностической группе ГБУЗ "ИОКБ" на период эпидемиологической обстановки, размер занимаемой истцами ставки по вышеперечисленным должностям, исходил из действительной нагрузки на работников ежемесячно в этих условиях, из чего производил передачу сведений в Фонд социального страхования для начисления специальной социальной выплаты, а потому действия работодателя являются соответствующими положениям постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762, направлены на соблюдение баланса интересов прав работника и работодателя и исключают необоснованное расходование федерального бюджета, заложенного на оплату труда работников, связанного с работой с пациентами с "данные изъяты" и их биоматериалом.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В этой связи статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает право работника, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации - обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, заработная плата работника кроме тарифной ставки, оклада (должностного оклада) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Такие выплаты (доплаты и надбавки) имеют цель компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение этих выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.
В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена повышенная оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В развитие указанных положений закона постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 гг. специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты"
Постановлением предусмотрено, что Региональное Отделение Фонда социального страхования производит ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. и 31 декабря 2021 г. специальные социальные выплаты категориям работников, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.
Из содержания пункта 2 названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 19 марта 2020 г. N198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения "данные изъяты" В разъяснениях приведен перечень таких работников.
Правом на получение специальной социальной выплаты обладают также медицинские работники (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал), не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению "данные изъяты" в случае, если они контактируют с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" при выполнении должностных обязанностей (подпункт "б" пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" действие абзаца 2 пункта 1, подпункта 2 - 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 приостановлено с 15 июля 2022 г. до 31 декабря 2022 г. Однако пунктом 4 постановления N 1268 определено, что право на получение назначенной до дня вступления его в силу специальной социальной выплаты, установленной указанными в данном пункте нормативными правовыми актами, сохраняется за гражданами до окончания периода, на который она была назначена, и реализуется в порядке и на условиях, которые действовали до дня вступления в силу постановления N1268 (до 15 июля 2022 г.).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 оплата производится за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
В соответствии с Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020-2022 гг. специальной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 специальная социальная выплата производится ежемесячно за одну нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников.
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно.
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" контактировал с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" при выполнении должностных обязанностей независимо от длительности контакта с пациентом в эти дни, на нормативную смену. Расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен.
Для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4 Правил).
Реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также указанных сведений по каждому работнику.
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
Организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 Правил).
Следует отметить, что на основании пункта 1 приложения N5 к приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения "данные изъяты" руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья проводят корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов с "данные изъяты", предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 10 к упомянутому приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N198н структура и штатная численность структурных подразделений медицинской организации для лечения "данные изъяты" устанавливаются руководителем медицинской организации. Руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Кодексом.
При этом формирование временного штатного расписания структурных подразделений медицинской организации для пациентов с "данные изъяты" осуществляется в соответствии с временными штатными нормативами, предусмотренными приложениями N16 - 17 к указанному приказу Минздрава от 19 марта 2020 г. N 198н.
Специальные социальные выплаты в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 осуществляются в том числе медицинским работникам перепрофилированных медицинских организаций и структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам по диагностике и лечению "данные изъяты" в стационарных условиях.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 894н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 гг. медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения "данные изъяты" и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации".
Так, в соответствии данными разъяснениями нормативная смена рассчитывается для соответствующей категории работников. Нормативная смена не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет (должен выполнять) свои трудовые обязанности в календарном месяце. Например, нормативная смена не меняется, если работник занят полное рабочее время, неполное рабочее время по основному месту работы или на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. Продолжительность нормативной смены не меняется, если работник в течение календарного месяца был в отпуске, болел или не отработал установленную продолжительность рабочего времени по иным причинам. Нормативная смена не меняется при суммированном учете рабочего времени. Расчет нормативной смены осуществляется раздельно по основному месту работы и при работе на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. При этом нормативные смены по основному месту работы и при работе по совместительству могут различаться в зависимости от занимаемых должностей (профессий).
При суммировании рабочего времени для последующего расчета числа отработанных нормативных смен учитывается все отработанное время в те дни (смены), в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению "данные изъяты" контактировал с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" Например, у врача смена продолжительностью 24 часа, которая начинается в 8 часов 00 минут в первый день и заканчивается в 8 часов 00 минут во второй день. В этом случае учитывается все время (24 часа) вне зависимости от того, оказывалась ли им медицинская помощь по диагностике и лечению "данные изъяты" в первый день смены и (или) во второй.
При ведении табеля учета рабочего времени работников учитываются также часы, отработанные работником при сверхурочной работе, работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни. Указанные часы включаются в расчет фактического числа нормативных смен в одинарном размере. Повышение размера специальной социальной выплаты при сверхурочной работе и работе в выходные и нерабочие праздничные дни постановлением N 1762 не предусмотрено (постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2276, от 23 декабря 2021 г. N2412 в периоды с 1 января 2021 г. по 8 января 2021 г, с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г. предусмотрены дополнительные специальные социальные выплаты работникам, сотрудникам и иным лицам, имеющим право на получение специальных социальных выплат, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1762).
Расчет специальной социальной выплаты по основной работе и при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства производится раздельно. Расчет рабочего времени, учитываемого при расчете специальной социальной выплаты за календарный месяц, также производится раздельно.
Организация, в которой работник занят по основному месту работы и при работе на условиях внутреннего совместительства, учитывает работника при формировании реестра работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, раздельно по основной должности (профессии) и по должности (профессии), занимаемой на условиях внутреннего совместительства.
В ходе рассмотрения дела ответчиком было указано, что организация медицинской помощи пациентам с острыми респираторными вирусными инфекциями среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией при подозрении на "данные изъяты" в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N198н "О временном порядке организации работы медицинских организациях и целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения "данные изъяты"" (далее - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N198н). Указанным нормативным актом утверждены временные штатные нормативы структур подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению с "данные изъяты" в стационарных условиях (Приложение N16 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N198н), в том числе штатные нормативы консультативно-диагностической группы.
Формирование штатного расписания медицинской организации, как и любой другой, осуществляется в разрезе должностей в целом по отделению, а не индивидуально для каждого работника, либо исходя из коечного фонда, либо из нагрузки. Иных методик расчета ставок законом не предусмотрено.
При формировании штатного расписания консультативно - диагностической группы (КДГ) ГБУЗ ИОКБ был проведен анализ нагрузки по фактически выполненным исследованиям анализов ковидным и нековидным пациентам, утверждено временное штатное расписание согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N198н. При этом объем ставок соответствовал выполняемым истцами объемам исследований, а иногда даже превышал выполняемый ими объем работы.
Из материалов дела следует, что соответствующие реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, за период с апреля 2022 г. по июль 2022 г. в отношении Прудниковой Н.В, Глобовой А.А. составлены и направлены работодателем в Фонд социального страхования, исходя из количества нормосмен, рассчитанных по данным табелей учета рабочего времени в консультативно-диагностической группе за спорный период времени, тогда как доказательств, опровергающих содержание табелей учета рабочего времени и реестров, истцами представлено не было.
Истцам как работникам экспресс-лаборатории, оформленным в консультативно-диагностической группе оплата производилась по подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 согласно представленного руководителем структурного подразделения табеля учета рабочего времени.
Основным местом работы истцов являлась экспресс-лаборатория, а работа в консультативно-диагностической группе осуществлялась в порядке внутреннего совместительства, часть рабочего времени истцов проходила в режиме диагностики ковида, часть в режиме общей лабораторной диагностики.
Установив, что оплата истцам за работу в консультативно-диагностической группе осуществлялась исходя из фактической нагрузки, реестры работников на получение специальной социальной выплаты по подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762 содержат достоверную информацию, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял во внимание доводы истцов со ссылкой на аналогичный характер выполняемой работы в предшествующий спорному период, поскольку требования о признании недостоверными сведений в реестре работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты о фактическом числе нормативных смен, представленных ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница в Фонд социального страхования Российской Федерации за новый период трудовой деятельности - с апреля 2022 г. по июль 2022 г, условия труда, характер работы истцов в указанное время предметом судебного разбирательства в рамках гражданского дела N2-1106/2022 не являлись, тогда как для включения в реестр и получения специальной социальной выплаты необходимо подтверждение в установленном порядке факта оказания Прудниковой Н.В, Глобовой А.А. медицинской помощи больным "данные изъяты" либо их контакта при выполнении должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом "данные изъяты" в заявленный период с апреля 2022 г. по июль 2022 г, однако таких доказательств в материалах дела не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все специальные социальные выплаты стимулирующего характера Прудниковой Н.В, Глобовой А.А. произведены за спорный период в соответствии с действующим законодательством в полном объеме, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для возложения на ответчика обязанности направить в Фонд социального страхования уточненные сведения (реестры) для получения специальной социальной выплаты в отношении истцов отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истцов, изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом исследования и оценки, им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учеты судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истцов, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену судебного акта в кассационном порядке.
Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, в силу своей компетенции кассационный суд общей юрисдикции исходит из признанных установленными судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права. Правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции не наделен.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 24 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Глобовой Анастасии Анатольевны, Прудниковой Надежды Владимировны - Конякина Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.