Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-132/2023, УИД: 22RS0067-01-2022-004054-34 по иску Сергиенко Сергея Сергеевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об обязании поставить на учет с даты подачи заявления, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Сергиенко Сергея Сергеевича на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения Сергиенко С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сергиенко С.С. обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту также ГУ МВД России по Алтайскому краю) об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления - 7 декабря 2012 г, взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Требования мотивированы тем, что с 17 августа 1998 г. по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 7 декабря 2012 г. истцом подано заявление о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением необходимых документов в ГУ МВД России по Алтайскому краю.
Решением Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим проблемам (далее по тексту также ЦЖБК ГУ МВД России по Алтайскому краю) от 4 февраля 2013 г, оформленным протоколом N и утвержденным распоряжением начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 16 апреля 2013 г. N, он принят на учет на получение соответствующей единовременной социальной выплаты.
Полагает, что решение ЦЖБК ГУ МВД России по Алтайскому краю о постановке на учет с 16 апреля 2013 г. (а не с 7 декабря 2012 г.) противоречит действующему законодательству, нарушает его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи заявления.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г, исковые требования Сергиенко С.С. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В кассационной жалобе истец Сергиенко С.С. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России МВД России получило судебное извещение 14 ноября 2023 г, ГУ МВД России по Алтайскому краю - 13 ноября 2023 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения Сергиенко С.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что истец Сергиенко С.С. проходит службу в органах внутренних дел с 1998 года по настоящее время.
7 декабря 2012 г. Сергиенко С.С. обратился в ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее по тексту также ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, приложив предусмотренные нормативными правовыми актами необходимые документы. Стаж службы на момент подачи заявления составлял - 14 лет 03 месяца 20 дней.
Согласно выписке из протокола от 4 февраля 2013 г. N заседания Центральной комиссии ГУ МВД России по Алтайскому краю по жилищным и социально-экономическим проблемам истец принят на учет для получения ЕСВ.
Распоряжением начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю N от 16 апреля 2013 г. "О рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты" утверждено решение ЦЖБК ГУ МВД России по Алтайскому краю (протокол от 4 февраля 2013 г. N), уникальный номер очереди истца N.
В настоящее время истец состоит на очереди для получения единовременной выплаты с 16 апреля 2013 г, номер очереди при постановке 434.
Разрешая спор и руководствуясь статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, суд пришел к выводу об отсутствии оснований удовлетворения исковых требований. При этом суд исходил из того, что в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты сотрудники органов внутренних дел принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании решения комиссии не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и соответствующих документов; решения комиссии о принятии сотрудников внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти; очередность предоставления сотрудникам органов внутренних дел единовременной социальной выплаты определяется датой принятия на учет, а дата принятия на учет определяется датой принятия правового акта, утвердившего решение комиссии о принятии на соответствующий учет; требуемое истцом изменение даты принятия его на учет не соответствует пунктам 15, 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты; право истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты в порядке очередности исходя из стажа службы, даты подачи заявления, года принятия на учет не нарушено; оснований для возложения на ответчика обязанности поставить истца на учет с даты подачи им заявления не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты. (далее по тексту также Правила).
Согласно пункту 5 Правил (в редакции, действующей на момент подачи истцом заявления и принятия ЦЖБК ГУ МВД России по Алтайскому краю решения) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Для рассмотрения заявлений и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (пункт 10 Правил).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее, чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения (пункт 18 Правил).
В соответствии с пунктом 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности получения выплаты учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В приложении к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, приведена форма книги учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в графе 5 которой указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки сотрудника на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД России от 30 марта 2012 г. N 207 (далее по тексту также Порядок), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 - код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что при определении порядка очередности учитывается совокупность двух условий: стаж службы и дата подачи заявления. При этом дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки па учет истца.
Из материалов дела следует, что дата подачи заявления как самостоятельный критерий формирования очереди, отражаемой в книге учета, учитывается при одинаковом стаже нескольких сотрудников, чьи заявления рассматриваются на очередном заседании комиссии.
Протокол комиссии, в котором отражены результаты рассмотрения заявлений, утверждается распоряжением органа внутренних дел. После чего сведения о сотрудниках, поставленных на учет, вносятся в книгу учета согласно указанной локальной очереди. В результате таким способом в территориальном органе формируется общая очередь, ведется книга учета.
Параллельно производится аналогичная работа со следующими поданными заявлениями сотрудников, на проверку каждого из которых предоставляется не более 2 месяцев. После окончания проверки данные заявления должны быть рассмотрены на следующем заседании жилищной комиссии, протокол которой также должен быть утвержден правовым актом органа и в порядке очередности, определенном исходя из стажа службы, сведения о сотрудниках должны быть внесены в книгу учета с присвоением следующих номеров в общей очереди.
Дата правового акта, утвердившего протокол в отношении истца, достоверно указана в книге учета данного органа, очередность занесения в книгу учета Сергиенко С.С. также соблюдена, что установлено судом первой инстанции при обозрении истребованных у ответчика документов (выписка из книги учета приобщена к делу).
При этом, судом установлено, что в книгу учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной выплаты одним протоколом и распоряжением внесены сведения об истце Сергиенко С.С. с учетом стажа службы и даты подачи заявления. В очереди после истца (номер 434, стаж которого 14 лет 03 месяца 20 дней) находятся лица, обратившиеся с заявлением хоть и ранее чем Сергиенко С.С, но имеющие меньший, чем у последнего стаж. Например, номер очереди 435 присвоен С, обратившемуся с заявлением 6 декабря 2012г. и имеющему стаж 14 лет 03 месяцев 19 дней, номер очереди 436 присвоен Ф, обратившемуся 4 декабря 2012г. и имеющему стаж 14 лет 03 месяца 12 дней. В очереди до Сергиенко С.С. находятся лица, у которых стаж больше, чем у него, при этом они обращались с заявлением как ранее него, так и после (например, очередь N433 присвоена Ч, обратившемуся 19 декабря 2012г. и имеющему стаж 14 лет 4 месяца 01 день).
Таким образом, из книги следует, что локальная очередь (в рамках одного протокола и распоряжения) составлена в соответствии со стажем лиц, поставленных на учет по убыванию. Аналогичным образом сведения внесены в базу данных о лицах, состоящих в органах внутренних дел Российской Федерации на учете для получения ЕСВ, а также снятых с данного учета.
До указанной даты постановки на учет (то есть до 16 апреля 2013 г.) занесены сведения о сотрудниках, заявления которых поданы ранее лиц, вошедших в протокол на заседании комиссии 4 февраля 2013 г, соответственно и протокол по ним утвержден ранее - распоряжением от 6 марта 2013 г. (например, очередь N 354 присвоена К, обратившейся 30 ноября 2012 г.).
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку постановка истца на учет произведена с указанием даты подачи заявления на получение ЕСВ и стажа службы на момент обращения с заявлением, а также даты вынесения распоряжения ГУ МВД России по Алтайскому краю о постановке на учет соответственно, суды правильно указали, что очередность сформирована с соблюдением критериев, определенных пунктами 15, 20 Правил.
В единой очереди на получение единовременной социальной выплаты Сергиенко С.С. учтен по дате подачи заявления - 7 декабря 2012 г. и году принятия на учет, соответствующему году принятия уполномоченным органом правового акта об утверждении решения комиссии - 2013 год.
Действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты полностью соответствуют порядку, установленному вышеуказанными Правилами.
Доводы кассационной жалобы о получении иными сотрудниками, вставшими на учет позже истца, единовременной выплаты ранее него, являются голословными, материалами дела не подтверждены.
Права истца на получение единовременной социальной выплаты согласно установленной очередности не нарушены, так как действия ответчика по принятию истца на учет и определению очередности на получение единовременной социальной выплаты не противоречили порядку, установленному Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ и Правилам предоставления единовременной социальной выплаты, полностью соответствуют установленным обстоятельствам дела, из которых следует, что истец был включен в очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а в книге учета УМВД России по Алтайскому краю были внесены сведения, предусмотренные этими Правилами.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергиенко Сергея Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.