Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, Судей Латушкиной С.Б, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Советского районного суда г. Красноярска, гражданское дело N 2-2795/2023 (УИД 24RS0048-01-2022-010720-05) по иску Попова Дмитрия Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю Королевой А.С, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Попов Д.С. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ОСФР по Красноярскому краю) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты возникновения права.
В обоснование заявленных требований Попов Д.С. указал, что с 10 августа 2021 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Вместе с тем, с заявлением о назначении пенсии Попов Д.С. обратился впервые 2 апреля 2021 г, однако в установлении досрочной страховой пенсии ему было ему незаконно отказано, по причине того, что заявление о назначении пенсии подано раньше положенного срока.
Попов Д.С. считает, что досрочная страховая пенсия должна быть ему назначена с 3 мая 2021 г, со дня возникновения права на её получение, а именно со дня достижения им возраста 50 лет.
В связи с чем Попов Д.С. просил суд признать за ним право на назначение пенсии с 3 мая 2021 г, возложить на ОСФР по Красноярскому краю обязанность выплатить ему пенсию за период с 3 мая 2021 г. по 10 августа 2021 г.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 5 июня 2023 г. в удовлетворении исковых требований Попова Д.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение Советского районного суда г. Красноярска от 5 июня 2023 г. отменено, принято новое решение, которым на ОСФР по Красноярскому краю возложена обязанность назначить Попову Д.С. досрочную страховую пенсию с 3 мая 2021 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ОСФР по Красноярскому краю просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебном заседании 19 декабря 2023 г. был объявлен перерыв до 26 декабря 2023 г. в связи с предоставлением ОСФР по Красноярскому краю возможности принять участие в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Попов Д.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Советского районного суда г. Красноярска, извещён надлежащим образом. Согласно телефонограммы от 20 декабря 2023 г. не возражает о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, с учётом мнения представителя ОСФР по Красноярскому краю, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося истца, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившегося истца Попова Д.С.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26 марта 2021 г. Попов Д.С. обратился в УПФР в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Советском районе г. Красноярска от 27 мая 2021 г. Попову Д.С. было отказано в установлении пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что заявление подано ранее установленного законом срока и отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 12 лет и 6 месяцев.
Как следует из указанного решения при оценке пенсионных прав стаж на соответствующих видах работ по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 8 лет 04 месяца 22 дня.
Не зачтены в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы истца в должности газоэлектросварщика в Туруханском межхозяйственном хозрасчётном участке с 1 июля 1989 г. по 26 сентября 1989 г, в Ярцевском КЛПХ с 24 февраля 1992 г. по 9 января 1995 г.
20 июля 2021 г. УПФР в Советском районе Красноярского края приняло решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счёт, в соответствии с которым периоды работы истца в ОАО "Ярцевский ЛПХ" с 1 января 2003 г. по 31 мая 2003 г. указаны с кодом особых условий труда "РКС, 27-7".
6 августа 2021 г. УПФР в Советском районе г. Красноярска на основании заявления истца от 26 марта 2021 г. приняло решение об отказе в установлении пенсии по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 статьи 33 указанного Федерального закона возникнет при достижении 50 лет, заявление о назначении пенсии от 26 марта 2021 г. согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 90 административного регламента, утверждённого постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п, подано ранее установленного срока.
10 августа 2021 г. Попов Д.С. вновь обратился в УПФР в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Красноярскому краю Попову Д.С. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 августа 2021 г. бессрочно.
Указывая на то, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на назначение досрочной страховой пенсии возникло с момента достижения возраста 50 лет, т.е. с 3 мая 2021 г, Попов Д.С. обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Поповым Д.С. к ОСФР по Красноярскому краю исковых требований о досрочном назначении страховой пенсии по старости с 3 мая 2021 г, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения статей 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, пришёл к выводу, что ответчиком не было допущено каких-либо нарушений прав истца при назначении пенсии, которая установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение о возложении на ответчика обязанности назначить Попову Д.С. досрочную страховую пенсию по старости с 3 мая 2021 г, суд апелляционной инстанции принимая во внимание взаимосвязанные положения статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г..N 884н, пункта 13 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённых приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г..N 546н, исходил из того, что гражданин вправе обратиться в пенсионный орган за назначением страховой пенсии ранее возникновения права на пенсию, при этом назначение пенсии будет
осуществляться со дня возникновения права на указанную пенсию, что гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение, в связи с чем подача истом заявления о назначении пенсии 26 марта 2021 г..не имеет правового значения, поскольку по общему правилу досрочная пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости возникло у истца 3 мая 2021 г..
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы ОСФР по Красноярскому краю и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"; здесь и далее нормы закона приведены в редакции, действовавшей на день первоначального обращения Попова Д.С. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 26 марта 2021 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Согласно пункту 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости предусмотрено суммирование, в том числе, работы с тяжёлыми условиями труда (подпункт 2), работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (пункт 7).
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путём прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 7, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 6, 9, 12 (пункт 3 Правил).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьёй 251 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подаётся через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днём обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приёма заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и её назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
В силу пункта 19 Правил N 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведённого правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.
Установив, что первоначально заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости было подано истцом в пенсионный орган 26 марта 2021 г, с учётом имеющегося у истца на дату подачи заявления стажа на соответствующих видах работ, и с учётом положений части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" истец имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с уменьшением возраста на пять лет, а именно при достижении им возраста 50 лет (3 мая 2021 г.), суд апелляционной инстанции правильно применив к спорным отношениям нормы пенсионного законодательства, регулирующие порядок установления и выплаты страховой пенсии, в том числе нормативные положения о назначении страховой пенсии со дня обращения за пенсией, но не ранее возникновения права на неё, пришёл к обоснованному, соответствующему закону выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате Попову Д.С. досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения у него права на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а именно с момента достижения истцом возраста 50 лет (3 мая 2021 г.).
Доводы кассационной жалобы о том, что заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости было подано ранее чем за один месяц, до возникновения у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку свидетельствуют о формальном подходе ответчика к разрешению вопроса, связанного с реализацией права на пенсионное обеспечение лица, которое может быть отнесено к гражданам, нуждающимся в социальной защите.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, подача истцом заявления о назначении пенсии 26 марта 2021 г, при том, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости возникает с 3 мая 2021 г, не имеют правового значения, поскольку по общему правилу досрочная пенсия назначается не ранее, чем со дня возникновения права на данную пенсию.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.