Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С, судей Колпаковой А.В, Семейкиной С.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-312/2023 по административному исковому заявлению Стародубцева ФИО8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 13 сентября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стародубцев ФИО9 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указав в обоснование, что установленная кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 13 сентября 2023 года заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2019 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 14 168 083 руб. По состоянию на 1 января 2022 года установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 235 818 000 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 4 июля 2023 года.
Министерством имущественных отношений Ставропольского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что уменьшение кадастровой стоимости объектов недвижимости влияет на наполняемость бюджета. Приводит доводы о несогласии с результатами судебной оценочной экспертизы по делу.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО5 представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером N, земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2019 года установлена на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2022 года N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" и составила в размере 144 975 174, 15 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года установлена на основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 ноября 2022 года N 1215 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края" и составила 444 464 946, 24 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 21 июня 2023 года N КС 210/2023, составленный ООО "КонсалтИнвестГрупп", согласно которому рыночная стоимость объектов на даты оценки составила: с кадастровым номером N - 12 865 300 руб, с кадастровым номером N - 85 708 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного истца определением от 19 июля 2023 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено АНО "Межрегиональное агентство судебных экспертов".
Согласно заключению эксперта АНО "Межрегиональное агентство судебных экспертов" ФИО6 от 4 сентября 2023 года N ЭЗ 289/2023 рыночная стоимость объекта незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2019 года составила 14 168 083 руб, земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года - 235 818 000 руб.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Рыночная стоимость объектов определялась экспертом с использованием сравнительного подхода, методом сравнения продаж, а также с использованием в отношении объекта незавершенного строительства и затратного подхода; отказ от применения иных подходов и методов экспертом в заключении мотивирован и обоснован.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях норм действующего законодательства при определении рыночной стоимости объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции учитывает показания эксперта ФИО6 при допросе в суде первой инстанции, его письменные пояснения, представленные суду первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края повторяют возражения представителя ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", представленные в суд первой инстанции, по которым эксперт представил письменные пояснения и был допрошен.
В части доводов об использовании при проведении оценки в рамках затратного подхода не актуального Сборника Ко-Инвест 2016 года экспертом указано на применение переходных коэффициентов на новую дату справочника. В части расчета износа здания экспертом указано, что определение физического износа по хронологическому возрасту не представилось возможным в связи с нахождением здания в непригодном для эксплуатации состоянии и возможном значительном искажении итоговых результатов. Фактически в здании, как поясняет эксперт, частично построены только фундамент, стены наружные, стены внутренние и перекрытия. Физический износ данных элементов определялся на основании метода экспертизы состояния в соответствии с оценочной шкалой. Тем же конструктивным элементам, которые не были построены, присваивался коэффициент износа 100%, в связи с их отсутствием.
В материалы дела также был приложен диплом ФИО6 с присуждением квалификации строительного эксперта от 30 сентября 2020 года, позволяющего проводить соответствующие исследования по недостроенным объектам капитального строительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, что экспертом проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости, кроме заключения судебной оценочной экспертизы не имеется, учитывая, что данным заключением подтвержден размер рыночной стоимости земельного участка и объекта незавершенного строительства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости в указанном в судебном акте размере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены либо изменения суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение размера кадастровой стоимости объектов недвижимости приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.