Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Колпаковой А.В. и Семейкиной С.А.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 05ОS0000-01-2023-000153-40 (3а-181/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чайка-1" об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Дагестан, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 и 2023 годы, утвержденных приказами Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 (в редакции приказа от 20 декабря 2021 г. N 186), от 1 декабря 2022 г. N 281, в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером N, по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 августа 2023 г. об удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, с использованием системы веб-конференции возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя административного истца ФИО7 заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО8 считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 1 декабря 2021 г. N 177 определен на 2022 г. перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 г.).
Аналогичный перечень на 2023 г. утвержден приказом Минимущества Дагестана от 1 декабря 2022 г. N 281 (далее - Перечень на 2023 г.).
Приказы опубликованы на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети Интернет (https://www.estate-rd.ru/nalog-na-imushchestvo), с учетом последующих изменений и дополнений подлежат применению в соответствующем налоговом периоде.
Правообладатель нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" общество с ограниченной ответственностью "Чайка-1" (далее - ООО "Чайка-1") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанных приказов Минимущества Дагестана в актуализированной редакции не действующими в части включения объекта недвижимости, как не отвечающего критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 августа 2023 г. административные исковые требования удовлетворены.
Признаны не действующими со дня принятия пункт 47019 приложения к приказу Минимущества Дагестана от 1 декабря 2021 г. N 177 (в редакции приказа от 20 декабря 2021 г. N 186), пункт 45200 приложения к приказу Минимущества Дагестана от 1 декабря 2022 г. N 281 в части включения объекта недвижимости с кадастровым номером N
С Минимущества Дагестана в пользу ООО "Чайка-1" взыскано 9 000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Минимущество Дагестана просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя административного истца и заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия, рассмотрев административное дело на основании части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов административно-делового и торгового назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.3.37 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 мая 2018 г. N 48, Минимущество Дагестана является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, в том числе, определяет в установленном порядке перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3.3.40 Положения, Министерство размещает перечень объектов на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2016 г. N 410 утвержден Порядок формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, разработанный в целях утверждения перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и процедуры осуществления Минимуществом Дагестана мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно названному Порядку, на основании информации об объектах недвижимого имущества, содержащейся в базе данных автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости, документов, полученных с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, а также через государственное автономное учреждение Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан" Минимущество Дагестана в срок: до 1 сентября текущего года формирует предварительный Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минимущества Дагестана; до 1 декабря текущего года с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и их законных представителей по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов, формирует Перечень на предстоящий налоговый период и размещает его на официальном сайте Минимущества Дагестана; до 20 декабря текущего года направляет утвержденный на очередной налоговый период Перечень в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан.
С учетом приведенных выше нормативных положений, руководствуясь пунктом 3 статьи 6 НК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд пришел к верному выводу о нормативном характере оспариваемых Перечней, установил, что они приняты с соблюдением установленных законодательством требований к форме, порядку принятия и введению в действие и по данному основанию не оспариваются.
Проверяя содержание Перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности включения в них здания, принадлежащего административному истцу.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ включению в перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено Законом Республики Дагестан от 8 октября 2004 г. N 22 "О налоге на имущество организаций" (часть 2 статьи 1.1).
Как видно из материалов административного дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным ответчиком, принадлежащее на праве собственности административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N включено в оспариваемые Перечни как объект общественного питания на основании документов технического учета (инвентаризации).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что объект недвижимости не соответствует установленным законодательством критериям, а обследование на предмет его фактического использования в значимые периоды не проводилось.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Дав оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ, судом установлено, что в соответствии с Единым государственным реестром недвижимости принадлежащее административному истцу отдельно стоящее трехэтажное (включая подземный этаж) нежилое хозяйственно-бытовое здание турбазы "Чайка-1" с кадастровым номером N, площадью 969, 3 кв. м, первоначально постановлено на государственный кадастровый учет 28 октября 2005 г, на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней и по настоящее время расположено на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования: "для размещения туристической базы чайка", который не предполагает размещение на нем объектов, отвечающих критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и используется ООО "Чайка-1" в уставных целях (код по ОКВЭД2 55.10 - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, реестровый номер Ростуризма 550030944), также не отвечающих данным условиям.
Приведенное наименование здания не может расцениваться в качестве основания для включения в Перечни без установления предназначения входящих в него помещений.
12 ноября 2020 г. в ходе проведения комиссией, утвержденной приказом Минимущества Дагестана от 9 ноября 2020 г. N 300, мероприятий по определению вида фактического использования здания в ходе его визуального осмотра было выявлено, что оно располагается на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для размещения культурно-бытовых зданий" (снят с учета в результате раздела 10 февраля 2021 г.). Объект недвижимости представляет собой отдельно стоящее двухэтажное здание, по техническому паспорту Литер А с примыкающим одноэтажным Литером А1 (с подземным помещением), общей площадью 969, 3 кв. м. Общая полезная площадь первого этажа здания Литер А составляет 408, 6 кв. м, из которых 161, 4 кв. м (16, 65 процентов) занимает помещение столовой (оснащено мебелью (столы и стулья)), в отдельных помещениях расположены кухня и холодильные установки, имеются подсобные помещения и санузел, одно помещение площадью 32, 24 кв. м используется под прачечную. В помещениях второго этажа общей полезной площадью 420, 93 кв. м производятся внутренние ремонтно-строительные работы.
Внешних признаков, указывающих на оказание услуг общественного питания, бытовых услуг прачечной населению, иных видов фактического использования, не связанного с оказанием туристических и санаторных услуг, не выявлено.
Данные обстоятельства послужили основанием для выводов комиссии о том, что объект недвижимости не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Вопреки доводам административного ответчика, согласно представленному по запросу суда апелляционной инстанции ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" составленному 19 февраля 2002 г. техническому паспорту на здания турбазы: административный корпус Литер А, площадью 502, 9 кв. м, фойе Литер А1, площадью 84, 6 кв. м, подвал, площадью 76, 4 кв. м, всего 663, 9 кв. м; жилые корпуса Литеры Б, В, Г и Д, наименование помещений без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о предназначении здания как объекта общественного питания, бытового обслуживания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. Услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц), оказывающих услуги общественного питания (пункт 41, 42).
В соответствии с действовавшими на момент принятия оспариваемых перечней Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом (пункт 3).
Оказание услуг (выполнение работ), относящихся к бытовому обслуживанию регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Согласно ГОСТу Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 11 октября 2016 г. N 1356-ст, бытовое обслуживание населения - это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При этом, бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов, на договорной основе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленными в дело локальными актами ООО "Чайка-1" о пропускном режиме турбазы "Морская волна", режиме работы сотрудников и штатным расписанием предприятия за 2021-2023 годы, указанные в акте от 12 ноября 2020 г. помещения расположены в отдельно стоящем здании, на территории турбазы, доступ на которую ограничен, административный истец, эксплуатируя здание, в том числе в производственных целях, в соответствии с Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860, с соблюдением требований СанПиН 2.1.2.2645-10 и гигиенических нормативов для временного проживания, осуществляет гостиничную деятельность, не подпадающую под критерии статьи 378.2 НК РФ, не оказывает услуги общественного питания и бытового обслуживания населению.
Не опровергает данные обстоятельства ни содержащий актуальную информацию о площади здания и находящихся в нем помещений технический паспорт здания, который составлен на 10 февраля 2023 г, то есть, после формирования и утверждения оспариваемых Перечней, ни Единый государственный реестр недвижимости, не содержащий сведений о сдаче помещений в здании в аренду.
В соответствии с общедоступными сведениями Фонда данных государственной кадастровой оценки, включенный в Перечни объект недвижимости в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226, в рассматриваемые периоды был отнесен к 4-ой оценочной группе, носящей смешанный характер, земельный участок, на котором расположено здание - к сегменту "Отдых (рекреация): городские гостиницы".
Представленные по запросу суда апелляционной инстанции сведения АИС "Налог-3" также не подтверждают факт регистрации в рассматриваемый период в спорном здании контроль-кассовой техники (31 августа 2022 г. контроль-кассовая техника зарегистрирована ООО "Чайка-1" в помещении "офис" по адресу: "адрес").
Не свидетельствуют о предназначении здания с кадастровым номером N (как в целом, так и более 20 процентов помещений в нем) на момент формирования и утверждения Перечней и общедоступная информация, исходя из адресного ориентира (https://yandex.ru/maps/).
По тем же основаниям судом верно не приняты во внимание ссылки административного ответчика на информацию, размещенную по состоянию на 27 июня 2023 г. на сайте турбазы "Чайка", расположенной по иному адресу, и не указывающую на размещение ресторана в спорном здании в рассматриваемые периоды.
Вопреки доводам жалобы, с учетом установленных обстоятельств само по себе локальное расположение здания относительно мест общего пользования (в пешей доступности от городской улицы) правового значения и основанием для отказа в удовлетворении административного иска служить не могут.
Установленные судом обстоятельства не опровергнуты административным ответчиком, в том числе, по результатам повторного определения вида фактического использования здания после 2020 г, и подлежат судебной оценке с учетом требований статьи 3 НК РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что нормы материального и процессуального права применены судом правильно, решение суда об удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы такое решение отменено быть не может, поскольку они направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с нормами процессуального права.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.