Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Семейкиной С.А.
судей Струковой А.А. и Катанаевой А.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зверевой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-86/2023 по апелляционной жалобе Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2023 г, вынесенное по административному иску Баева С.Н. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об ее установлении в размере рыночной, заслушав доклад судьи Семейкиной С.А, представителя ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" ФИО участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
административный истец Баев С.Н. обратился в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания с административным исковым заявлением (с учетом его уточнений) об оспаривании результатов кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15 120 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости, в размере 10 690 000 рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что является собственником оспариваемого земельного участка, кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению налоговых платежей.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2023 года административное исковое заявление Баева С.Н. удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15120 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 17 227 157 рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости постановлено считать 27 апреля 2023 года.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена на основании и в полном соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Указывает, что судебная оценочная экспертиза по делу была произведена с нарушением норм Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также законодательства, регулирующего оценочную деятельность. Эксперт необоснованно отказалась от применения доходного подхода к оценке. В качестве объектов-аналогов экспертом подобраны земельные участки, которые существенно отличаются от объекта оценки по своей площади и местоположению. Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости приведет к уменьшению платежей, которые отнесены к источникам доходов бюджета.
Представитель административного ответчика ГБУ "Центр государственной кадастровой оценки" ФИО, принимая участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи с Верховным Судом Республики Северная Осетия - Алания, считает решение суда от 20 сентября 2023 г. незаконным и подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая положения статей 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, выслушав ФИО, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (пункт 19 постановления Пленума Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости). При этом заинтересованному лицу, возражающему об удовлетворении заявленных требований об оспаривании кадастровой стоимости, корреспондирует обязанность доказать достоверность сведения об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Из материалов дела следует, что административный истец Баев С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 15120 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для использования в целях содержания и эксплуатации производственных зданий, строений, сооружений.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что кадастровая стоимость указанного выше земельного участка затрагивает права и интересы Баева С.Н. как плательщика налога на имущество, в связи с чем административный истец имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости и ее установлении в размере рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N утверждена на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" и установлена в размере 33 443 928 рублей по состоянию на 01.01.2022 года.
Административным истцом Баевым С.Н. в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в суд первой инстанции представлен отчет частнопрактикующего оценщика ФИО N 28-23 от 25 февраля 2023 года, согласно которому рыночная стоимость оспариваемого объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2022 года составила 10 690 000 рублей.
Определением Верховного Суда РСО-Алания от 5 июня 2023 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества, производство которой было поручено эксперту ООО "ПРОФЭКСПЕРТ".
Согласно заключению эксперта ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" ФИО N 056/070723-Э от 27 июля 2023 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "адрес", площадью 15120 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 17 227 157 рублей.
После производства экспертизы административный истец уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, установленном заключением эксперта.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
В заключении судебной экспертизы подробно описаны объект исследования, приведены его общие характеристики, анализ местоположения, детально описано проведенное исследование, с учетом которого дан ответ на поставленный вопрос.
Оценка рыночной стоимости объекта недвижимого имущества произведена методом сравнения продаж. Метод сравнения продаж для земельного участков включает прямое сравнение оцениваемого имущества с аналогичными земельными участками, по которым имеются фактические данные последних рыночных сделок.
Вопреки доводам административного ответчика на основании п. 24 ФСО N 1 оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов. Приоритет одного подхода относительно другого не закреплен стандартами оценки.
В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки, заключение не допускает неоднозначного толкования. Расчеты произведены экспертом в рамках используемого подхода и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2022 г.
Различия между оцениваемыми объектами и объектами-аналогами были скорректированы путем применения коэффициентов на торг, на вид разрешенного использования, на площадь, местоположение в черте города (стр.25-29 заключения эксперта).
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости оцениваемого объекта. Эксперт является незаинтересованным в исходе административного дела лицом, перед началом производства судебной экспертизы был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
В суде первой инстанции эксперт ФИО дала пояснения, опровергающие замечания административного ответчика.
С учетом изложенного заключение судебной оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
С учетом изложенного руководствуясь положениями статей 62, 84, 245 КАС РФ, статьями 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности, пунктами 6, 20, 23 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд первой инстанции обоснованно отверг в качестве допустимого доказательства представленный административным истцом отчет об оценке, представленный административным истцом и установилкадастровую стоимость согласно заключению эксперта от 28 июля 2023 г.
Допустимых и относимых доказательств, подтверждающих иную рыночную стоимость объектов недвижимости лицами, участвующими в деле, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований ставить экспертное заключение, положенное в основу решения суда, под сомнение.
При рассмотрении административного иска судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение суда составлено 27 декабря 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.