Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Ехаловой Ю.А, Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-59/2023 по административному исковому заявлению Шардыко Юрия Сергеевича о признании не действующими в части приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2021 г. N 336 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2022 г. N 325 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 16 августа 2023 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы административного истца Шардыко Ю.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2021 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия издан приказ N 336 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 336), пунктом 1 которого определён перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу (далее - Перечень 2022 г.).
Данный приказ официально опубликован 30 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru; в Собрании законодательства Республики Карелия, N 12, декабрь, ст. 3579.
29 декабря 2022 г. Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия издан приказ N 325 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Приказ N 325), пунктом 1 которого определён перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу (далее - Перечень 2023 г.).
Указанный документ официально опубликован 29 декабря 2022 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru; в Собрании законодательства Республики Карелия, N 11, декабрь, 2022, ст. 4157.
В пункт 1140 Перечня 2022 г. и пункт 1296 Перечня 2023 г. в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером 10:12:0020101:139, общей площадью 314, 7 кв. м, расположенное по адресу: Республика Карелия, р-н Лахденпохский, п. Ихала, ул. Центральная, д. 18, лит. А (далее - Нежилое здание).
Шардыко Ю.С, являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1140 приложения к Приказу N 336 и пункта 1296 приложения к Приказу N 325, ссылаясь на то, что указанное в них Нежилое здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного объекта недвижимости в указанные перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 16 августа 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемые положения признаны недействующими со дня принятия.
В апелляционной жалобе Управление федеральной налоговой службы по Республике Карелия полагает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Ссылается на то, что названное Нежилое здание включено в оспариваемые перечни исходя из его предназначения для использования в целях размещения торговых объектов, а также на основании вида разрешённого использования земельного участка, в пределах которого оно расположено. Данные критерии являются самостоятельными для включения Нежилого здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Кроме того, считает выводы суда об удовлетворении требований административного истца в связи с установленным фактом неиспользования им указанного Нежилого здания в целях, предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснованными, противоречащими разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в определении от 11 марта 2021 г. N 373-О.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
С учётом положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемых приказов), статьи 4, пункта 4 части 1 статьи 5, части 5 статьи 27, части 1 статьи 29 Закона Республики Карелия от 4 июля 2012 г. N 1619-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия", пункта 1, подпунктов 51, 53 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утверждённого постановлением Правительства Республики Карелия от 2 ноября 2017 г. N 390-П, при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и опубликования и по этим основаниям не оспаривается.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 14 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьёй 1 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2016 г. N 2058-ЗРК "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Карелия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Республики Карелия установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются торговыми центрами, определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в перечень подлежит включению такой объект недвижимости, признаваемый объектом налогообложения, который отвечает одному из установленных критериев.
Согласно правовой позиции административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений, выраженной в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, объект недвижимости с кадастровым номером 10:12:0020101:139 включён в оспариваемые перечни исходя из того, что он расположен на земельном участке с кадастровым номером 10:12:0020101:42, имеющем вид разрешённого использования "для строительства магазина под торговый центр", а также на основании данных об использовании не менее 20% общей площади этого здания для размещения торговых объектов. Фактическое обследование Нежилого здания не проводилось.
Удовлетворяя административные исковые требования Шардыко Ю.С. и признавая Перечень 2022 г. и Перечень 2023 г. недействующими в оспариваемой части, суд первой инстанции установил, что в соответствии с актом определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 18 февраля 2021 г, выполненным старшим инженером обособленного подразделения государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Республиканский государственный центр "Недвижимость" в г. Сортавала, общая площадь неиспользуемых помещений в Нежилом здании составляет 100%, а согласно пояснениям административного истца Нежилое здание в 2022 г. и 2023 г. фактически не использовалось, в связи с чем суд пришёл к выводу о том, что административным ответчиком не доказан факт соответствия Нежилого здания критериям, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается, считает его ошибочным ввиду следующего.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2016 г. N 463-П утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), пунктом 3 которого предусмотрено, что в целях определения вида фактического использования объектов Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия: на основании данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учёта (инвентаризации) готовит список объектов, вид фактического использования которых необходимо определить посредством проведения обследования, и размещает данный список на странице Министерства на Официальном интернет-портале Республики Карелия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения обследования; проводит обследование включённых в список объектов в соответствии с методикой, утверждаемой им по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия; по результатам проведения обследования включённых в список объектов утверждает акт обследования по форме, утверждённой методикой; принимает решение об определении вида фактического использования объектов.
Из пункта 4 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённой приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 13 июля 2017 г. N 734 "О некоторых вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения", усматривается, что определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется не только на основании выездного обследования объекта недвижимости, но и на основании информации о назначении объектов недвижимости, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости.
Таким образом, акт определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений не является единственно возможным доказательством соответствия или несоответствия объекта недвижимости, подлежащего налогообложению, требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее - ЕГРН) от 28 июля 2023 г. следует, что Шардыко Ю.С. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером 10:12:0020101:139, площадью 314, 7 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, р-н Лахденпохский, п. Ихала, ул. Центральная, д. 18, лит. А, назначение: нежилое; наименование: одноэтажное здание торгового центра. Право собственности зарегистрировано 21 октября 2005 г. (т. 1 л.д. 24-27).
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 10:12:0020101:42.
Согласно выписке из ЕГРН от 15 августа 2023 г. Шардыко Ю.С. является собственником земельного участка 10:12:0020101:42, площадью 600 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, р-н Лахденпохский, п. Ихала, ул. Центральная: на земельном участке расположено здание N 18а, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для строительства здания магазина под торговый центр. Право собственности зарегистрировано 2 мая 2006 г. (т. 1 л.д. 235-238).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23 июня 2015 г. N 1259-О выразил правовую позицию о том, что федеральный законодатель в рамках предоставленной ему дискреции в налоговой сфере в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установив необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учётом такого показателя, как кадастровая стоимость, в качестве основного определилвид разрешённого использования земельного участка, на котором расположен соответствующий объект недвижимости. Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 7 установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 10:12:0020101:42 соответствует видам разрешённого использования, содержащимся в строках с кодами 4.0 "Предпринимательство" и 4.4 "Магазины" Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, предусматривающих соответственно размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности и размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Таким образом, Нежилое здание, в отношении которого возник спор, расположено на земельном участке, вид разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для его отнесения к объектам налогообложения.
В соответствии с техническим паспортом на Нежилое здание, выполненным в 2005 г. государственным унитарным предприятием Республики Карелия "Республиканский государственный центр "Недвижимость", нежилое здание с кадастровым номером 10:12:0020101:139 состоит из одного этажа; в здании расположены помещения, имеющие назначение: "торговый зал" (площадь: 74, 6 кв. м; 46, 1 кв. м), "склад" (площадь: 25, 7 кв. м; 42, 5 кв. м), "умывальная" (площадь: 1, 2 кв. м; 1, 2 кв. м; 1, 7 кв. м; 1, 1 кв. м), "туалет" (площадь: 1, 2 кв. м; 1, 2 кв. м; 1, 7 кв. м; 1, 2 кв. м), "помещение" (площадь: 38, 2 кв. м; 6, 5 кв. м; 50, 4 кв. м), "коридор" (площадь: 16, 1 кв. м), "тамбур" (площадь: 4, 1 кв. м) (т. 1 л.д. 170 - 183).
Площадь помещений, имеющих назначение "торговый зал" (74, 6 кв. м и 46, 1 кв. м), составляет 120, 7 кв. м или 38, 4% от общей площади Нежилого здания, что также является самостоятельным основанием для отнесения Нежилого здания к объектам налогообложения.
При таких обстоятельствах у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия имелись основания для включения Нежилого здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о том, что в принадлежащем административному истцу Нежилом здании деятельность в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не осуществляется, правового значения не имеют, поскольку само по себе неиспользование недвижимости по назначению не может являться основанием для освобождения её от налогообложения по повышенной ставке, так как издержки содержания условно дорогостоящей недвижимости корреспондируют общему бремени содержания имущества, при том, что это бремя не может быть поставлено как таковое под сомнение, как и риски предпринимательской и связанной в нею экономически значимой деятельности, включая невыгодную (бездоходную) эксплуатацию потенциально доходного имущества, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 марта 2021 г. N 373-О.
Ссылка административного истца на вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Карелия от 15 декабря 2021 г. по административному делу N 3а-179/2021, которым удовлетворён его административный иск о признании не действующим в части приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 27 декабря 2018 г. N 245 "Об определении на 2019 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", убедительной не является, поскольку предметом судебной проверки являлась законность включения Нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 г, то есть на иной налоговый период.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, имеются основания, предусмотренные пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда и принятия по делу нового судебного акта об отказе административному истцу в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 16 августа 2023 г. отменить.
Шардыко Юрию Сергеевичу в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующими пункта 1140 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2021 г. N 336 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и пункта 1296 приложения к приказу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 29 декабря 2022 г. N 325 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость" отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.