Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-190/2023 по апелляционной жалобе Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2023 кода, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённого приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022 года N 158-п.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Дудиевой И.Р, настаивавшей на доводах жалобы, представителя административного истца, общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" Третьякова Р.А, возражавшего против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2019 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N166-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год).
В пункт 5652 Перечня на 2020 год включён объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, ул. Ленина д.1.
Приказ с Перечнем на 2020 год размещены на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 24 декабря 2019 года, то есть до начала соответствующего налогового периода.
29 декабря 2020 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N128-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).
В пункт 6055 Перечня на 2021 год также включено принадлежащее административному истцу указанное выше нежилое здание.
Приказ с Перечнем на 2021 год размещены на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 30 декабря 2020 года, то есть до начала соответствующего налогового периода.
24 декабря 2021 года Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга издан приказ N 141-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год).
В пункт 6355 Перечня на 2022 год также включено указанное ранее нежилое здание.
Приказ с Перечнем размещены на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года, то есть до начала соответствующего налогового периода.
23 декабря 2022 года Комитетом издан приказ N 158-п, пунктом 1 которого определён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
В пункт 6746 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год включено вышеуказанное здание.
Приказ с Перечнем на 2023 год размещён на веб-сайте Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 23 декабря 2022 года, электронная копия бумажного документа опубликована на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 27 декабря 2022 года, то есть до начала соответствующего налогового периода.
Общество с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими пункты 5652 Перечня на 2020 год, 6055 Перечня на 2021 год, 6355 Перечня на 2022 год, 6746 Перечня на 2023 год.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что принадлежащее на праве собственности административному истцу вышеуказанное здание, включённое в Перечни, не относится к объектам недвижимого имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение здания в оспариваемые Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2023 года административный иск общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" удовлетворён: суд признал не действующими пункты 5652 Перечня на 2020 год, 6055 Перечня на 2021 год, 6355 Перечня на 2022 год, 6746 Перечня на 2023 год со дня их принятия.
Этим же судебным решением с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей (л.д.184-198).
В апелляционной жалобе Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга просит состоявшее судебное решение отменить, принять новое, которым в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем сформулирован ошибочный вывод о несоответствии недвижимого объекта требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей условия определения налоговой базы объектов недвижимости как их кадастровой стоимости (л.д.203-208).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
С учётом положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", при рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции правильно установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов.
Проверяя соответствие содержания Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Шушары, ул. Ленина д.1, в оспариваемые Перечни.
Выводы суда признаются верными.
Согласно статьям 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введён налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, в соответствии со статьёй 1-1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учётом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в отношении, в том числе таких видов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
При этом налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв.м (пункт 2).
Условия, при наличии одного из которых нежилые здания признаются торговыми центрами, определены в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя иск общества с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р", суд исходил из того, что здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Шушары, "адрес", принадлежащее административному истцу на праве собственности, включено в оспариваемые Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в соответствии с результатами обследования вида фактического использовании здания, согласно которым более 20% от площади объекта в 2019 году при отсутствии обеспеченного допуска на объект по внешним признакам используется под объект бытового обслуживания - мойку, в 2021 году - под объект бытового обслуживания: станцию технического обслуживания автомобилей и мойку, в 2022 году - под офисы и объект бытового обслуживания: станцию технического обслуживания автомобилей.
Признавая необоснованным включение здания в оспариваемый Перечень на 2021 год, суд установил, что обследование фактического использования объекта в 2020 году с целью включения его в Перечень на 2021 год осуществлено не было; объект включён в оспариваемый Перечень на 2021 год по результатам проведённого в 2019 году обследования, так как не проведение обследования вида фактического использования здания в 2020 году связано с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции.
Соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется судебной коллегией, поскольку осуществление мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной не отменяло необходимость соблюдения уполномоченным компетентным органом публичной власти действующих правовых предписаний, устанавливающих необходимость проведения обследования по виду фактического использования объекта недвижимости в каждом календарном году, предшествующем году действия Перечня.
Такое предписание следует из пункта 2.5 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р, в соответствии с которым проведение обследований осуществляется Комитетом ежегодно в срок до 30 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком Объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов обследований, проведённых в соответствии с настоящим Порядком.
Действие данного императивного предписания на время проведения в 2020 году организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не приостанавливалось.
Доказательства, опровергающие выводы суда в этой части, отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" на праве собственности с 6 мая 2010 года принадлежит объект недвижимости: здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, п.Шушары ул.Ленина д.1 с кадастровым номером N, площадью 1077, 7 кв.м.
Данный объект учтён в Едином государственном реестре недвижимости с назначением "нежилое", наименование: "моечная"; здание состоит из 2 этажей, в состав входит 6 помещений с назначением "нежилое помещение".
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о наименовании и виде разрешённого использования здания и помещений в нём отсутствуют.
Указанное здание расположено на принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" земельном участке с кадастровым номером N; вид разрешённого использования земельного участка установлен "для размещения объектов транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок)" (л.д.20-51, 103-115).
Из представленного технического паспорта на здание, составленного филиалом ГУ ГУИОН ПИБ Пушкинского района Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что назначение здания определено: "производственное", использование: "моечная", части помещений 1-Н, 3-Н, 5-Н, 6-Н назначением "производственное", имеют наименование: моечная, коридор, кладовая, умывальная, туалет, венткамера, помещение, насосная; части помещения 4-Н назначением "конторское", имеют наименование: лестница, коридор, кабинет; части помещения 2-Н назначением "прочее" имеют наименование: тамбур, бытовая (л.д.52-65).
Таким образом, здание расположено на земельном участке с видом разрешённого использования "для размещения объектов транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок)"; сведения о назначении, разрешённом использовании или наименовании помещений в здании в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, и по документам технического учёта, а также вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривают размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем не позволяют отнести здание к административно-деловому центру и (или) торговому комплексу (центру) по данному критерию. Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции сформулировал правильный вывод о том, что по критерию вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание, наименованию и назначению помещений в здании, оснований для включения здания в оспариваемые Перечни не имелось, здание могло быть включено в оспариваемые Перечни при установлении фактического использования помещений здания более, чем на 20% от общей площади здания, для размещения офисных объектов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания и (или) общественного питания.
При этом сведений об изменении вида разрешённого использования земельного участка как на дату проведения обследований с целью определения вида фактического использования, так и на дату утверждения оспариваемых Перечней, не имеется.
Здание включено Комитетом в Перечни, составление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по его фактическому использованию в целях размещения офисов, объектов делового и административного назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
На иные основания для признания здания объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимого имущества, Комитет не ссылался и из материалов дела таких оснований не усматривается.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 (далее Порядок от 18 августа 2014 года N 737).
В силу пункта 2 Порядка от 18 августа 2014 года N 737 вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2).
Определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4 Порядка от 18 августа 2014 года N 737).
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка от 18 августа 2014 года N 737 на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости, Комитет формирует список и размещает его на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в списке; вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утверждённым им порядком.
Согласно пункту 7 Порядка от 18 августа 2014 года N 737 информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведённого в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду.
Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N7-р утверждён Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок от 2 апреля 2018 года N7-р), согласно пунктам 3.1 и 3.2 которого формирование списка объектов для включения в перечень по виду фактического использования объектов недвижимости осуществляется на основании результатов мероприятий по определению вида фактического использования объектов. Мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются путём проведения обследований в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения согласно приложению к Порядку.
В силу пункта 3.3 Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р в ходе проведения обследования осуществляется фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъёмка (при необходимости видеосъёмка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Согласно пунктам 1.2, 3.4 Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками этого комитета с отражением результатов такого обследования в акте.
Согласно пункту 3.5 Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р N7-р акт обследования, в частности, должен содержать информацию о выявленных в ходе обследования признаках, свидетельствующих об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях, и о проценте площади объекта недвижимого имущества, используемого в установленных целях.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъёмки и(или) видеосъёмки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования.
Установлено, что обследование вида фактического использования здания проведено Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга
в 2019, 2021, 2022 годах. В материалы дела представлены следующие акты обследования:
- от 22 августа 2019 года N 3921- ВФИ/Ю/2019, - от 22 сентября 2021 года N 08-09-1964/2021, - от 11 августа 2022 года N 08-09- 6059/2022.
Из данных актов следует, что:
- в 2019 году более 20 % от общей площади объекта при отсутствии обеспеченного допуска по внешним признакам установлено использование здания под объект бытового обслуживания - мойку, - в 2021 году более 20 % от общей площади объекта использовалось под объект бытового обслуживания - станцию технического обслуживания и мойку, - в 2022 году более 20 % от общей площади объекта использовалось под офисы и объект бытового обслуживания - станцию технического обслуживания автомобилей.
Оценив представленные акты обследования, суд первой инстанции указал, что на приобщенных к акту обследования от 22 августа 2019 года N 3921-ВФИ/Ю/2019 фотографиях отсутствуют достоверные признаки, позволяющие установить, что на объекте предоставляются бытовые услуги населению; в частности, из представленных фотоматериалов следует, что в помещениях здания отсутствуют зоны для посетителей, кассовые аппараты, прейскурант цен. Также суд указал, что в нарушение пункта 3.6 вышеуказанного Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р акт обследования оформлен без указания на обстоятельства, препятствовавшие доступу в объект недвижимости.
Не принял суд представленный акт обследования вида фактического использования здания от 22 сентября 2021 года N 08-09-1964/2021, поскольку на фотографиях, приложенных к данному акту, также отсутствуют признаки объекта бытового обслуживания, запечатлены крупногабаритные транспортные средства. При этом, оценивая возможность принятия в качестве доказательства, подтверждающего фактическое использование здания в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, акта обследования вида фактического использования здания от 22 сентября 2021 года N 08-09-1964/2021 с приложенными к нему фотоматериалами, на которых (фотография N 1) отражён рекламный баннер об осуществлении малярно-кузовных работ в Шушарах, суд верно указал на то, что само по себе отражение на данном баннере указанной информации не подтверждает факт оказания в здании бытовых услуг населению.
По аналогичным основаниям суд не принял в качестве доказательства акт обследования вида фактического использования здания от 11 августа 2022 года N08-09-6059/2022, так как приложенные к данному акту фотоматериалы не позволяют идентифицировать изображённые на представленных фотографиях помещения как офисы, торговые объекты и объекты общественного питания или бытового обслуживания.
Судебная коллегия соглашается с изложенной судом оценкой представленных доказательств, отмечает, что приложенные к акту обследования от 11 августа 2022 года N08-09-6059/2022 фотоматериалы, в частности, фотографии NN 1 и 2 не отражают признаки объекта бытового обслуживания, фотографии NN 3-8 - в нарушение требований пункта 3.5 Порядка от 2 апреля 2018 года N7-р не отражают конкретные признаки, позволяющие идентифицировать изображённые на них помещения как офисы.
Оценивая представленные административным ответчиком доказательства, следует учитывать, что глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания". Вместе с тем, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также действующих до 1 января 2021 года Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, и Правил бытового обслуживания населения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1514, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С учётом распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р, которым код 45.20 для такого вида деятельности как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств включён в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации, в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности, в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощённой системы налогообложения, если речь идёт о едином налоге на вменённый доход, а также при патентной системе налогообложения.
Поскольку согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества, признаётся несостоятельной ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утверждённый приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, установивший код 45.20 для вышеуказанного вида деятельности.
Поскольку глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания, суд, обоснованно руководствуясь положениями параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, определением понятия "потребитель", содержащимся в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учётом названных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
При таких обстоятельствах верным является вывод суда, что административным ответчиком доказательств, свидетельствующих о фактическом использовании более 20 % общей площади здания для размещения объектов бытового обслуживания и офисных помещений, не представлено. Иных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве необходимого условия для признания здания объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалах дела также не имеется.
В таких обстоятельствах, судом обоснованно удовлетворён административный иск ООО "ТРАНС-БИЗНЕС-Р" и признаны не действующими вышеуказанные пункты оспариваемых Перечней по мотиву отсутствия правовых оснований для включения здания в данные Перечни.
Доводы жалобы о том, что на фотографиях, приложенных к акту обследования, видно, что здание частично используется под офисы, офисную инфраструктуру и для размещения объектов бытового обслуживания, верно отклонены судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о соответствии здания вышеуказанным критериям, т.к. по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия (организации) и не являющейся определённым этапом такой деятельности, соответствующих же доказательств административным ответчиком не представлено.
Доводы жалобы, что акт обследования составлен в строгом соответствии и по форме, предусмотренной вышеупомянутым распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р, не опровергают вышеизложенные выводы суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, повторяющим позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, и основанную на ином толковании норм материального права, а также сводящуюся к несогласию с произведённой судом оценкой доказательств, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.