Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Пластинина И.В, при секретаре Валович А.Г, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-63/2023 по апелляционной жалобе Петрозаводского городского Совета на решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Волпэйпэр" о признании не действующими в части решений Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2022 года N 29/9-108 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа", от 16 июня 2023 года N 29/18-268 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителя административного ответчика, Петрозаводского городского Совета Дороховой В.В, настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного истца, общества с ограниченной ответственностью "Волпэйпэр" Ермолинской Т.В, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, находившей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
11 июля 2008 года Петрозаводским городским Советом принято решение N XXVI/XX-361, пунктом 1 которого внесены изменения в Генеральный план города Петрозаводска, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года N428 "О Генеральном плане города Петрозаводска", Генеральный план утверждён в новой редакции (далее Генеральный план).
Данное решение официально опубликовано в печатном периодическом издании "Информационный бюллетень" 30 июля 2008 года N1.
Решением Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2022 года N 29/9-108 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее Решение от 3 июня 2022 года N29/9-108 о внесении изменений в Генеральный план), в Генеральный план внесены изменения, в соответствии с которыми Генеральный план изложен в новой редакции.
Генеральный план, помимо прочих положений, утверждён в составе Положения о территориальном планировании, Карт планируемого размещения объектов местного значения городского округа, Карт функциональных зон городского округа, Карт границ зон с особыми условиями использования территории, материалов по обоснованию генерального плана в текстовой форме.
Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 года по административному делу N3а-87/2022, решение от 3 июня 2022 года N29/9-108 о внесении изменений в Генеральный план опубликовано на сайте Петрозаводского городского Совета 9 июня 2022 года, а 24 июня 2022 года - в периодическом издании "Информационный бюллетень", выпуск N 179.
16 июня 2023 года Петрозаводским городским Советом принято решение N 29/18-268 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа" (далее решение от 16 июня 2023 года N 29/18-268 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки), которое официально опубликовано на сайте Петрозаводского городского Совета 19 июня 2023 года, а 23 июня 2023 года - в периодическом издании "Информационный бюллетень", выпуск N 200.
ООО "Волпэйпэр" обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решения Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2022 года N29/9-108 и от 16 июня 2023 года N 29/18-268 в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника. В обоснование административного иска истец указал, что является арендатором данного земельного участка; в выданном истцу администрацией Петрозаводского городского округа градостроительном плане на данный земельный участок отсутствуют зоны допустимого размещения объектов капитального строительства, в связи с расположением этого земельного участка в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Административный истец ссылался на то, что отображение в оспариваемом правовом регулировании такой санитарно-защитной зоны является произвольным, осуществлённым в нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, Федерального закона от 20 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку проект указанной санитарно-защитной зоны не разработан, решений об утверждении санитарно-защитной зоны главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем не принималось.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года административный иск ООО "Волпэйпэр" удовлетворён.
В апелляционной жалобе Петрозаводский городской Совет просит решение суда отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении административного иска (том 2, л.д.61-65).
Податель жалобы ссылается на отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым правовым регулированием, поскольку срок действия договора аренды на данный земельный участок истёк, доказательств его продления не представлено, в связи с чем административный истец не является арендатором этого земельного участка, при этом ранее действовавший договор аренды не предусматривал строительство на земельном участке объектов капитального строительства, поэтому суд не установилзаинтересованность административного истца в оспаривании данных актов; карта зон с особыми условиями использования территории нормативным правовым актом не является, не внесена в реестр муниципальных нормативных правовых актов, отображённая на данной карте граница санитарно-защитной зоны носит справочный характер, в связи с чем дело рассмотрено судом с нарушением правил родовой подсудности. Кроме того, судом допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в неистребовании из Управления Роспотребнадзора по Республики Карелия информации о наличии проекта санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника и решения об её установлении.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
С учётом названных норм и положений пункта 25 статьи 14, пункта 20 статьи 19 Устава Петрозаводского городского округа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме, с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие.
При этом порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки с учётом обязательности проведения публичных слушаний по проекту внесения таких изменений, проверен судом, соответствующие обстоятельства и выводы суда подробно изложены в обжалуемом решении.
Порядок внесения изменений в Генеральный план проверен Верховным судом Республики Карелия в рамках рассмотрения административного дела N3а-87/2022, признан судом соблюдённым, и установленные в рамках этого дела обстоятельства имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
По указанным основаниям решения Петрозаводского городского Совета не оспариваются.
В то же время, административный иск общества с ограниченной ответственностью "Волпэйпэр" удовлетворён судом по основанию несоответствия решений Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2022 года N29/9-108 и от 16 июня 2023 года N 29/18-268 в части включения земельного участка с кадастровым номером N в границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, нормам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований ставить под сомнение указанный вывод суда, положенный в основу удовлетворения иска, судебная коллегия не усматривает.
Материалами дела подтверждается, что 21 августа 2012 года между администрацией Петрозаводского городского округа (наймодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Волпэйпэр" (арендатор) заключён договор N аренды земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу : г.Петрозаводск, в районе Пряжинского шоссе, на срок по 12 февраля 2016 года. Соответствующая запись о регистрации данного договора внесена в Единый государственный реестр недвижимости.
В суд апелляционной инстанции административным истцом представлены доказательства исполнения этого договора (платёжные документы) после истечения срока его действия, в связи с чем данный договор в соответствии с пунктом 6.4 договора считается пролонгированным на неопределённый срок.
Из письма администрации Петрозаводского городского округа от 18 декабря 2023 года N 5097/5.1-08/УЗР-и на определение суда апелляционной инстанции об истребовании доказательств также следует, что договор аренды земельного участка от 21 августа 2012 года N30573 не расторгался, продлён на неопределённый срок.
С учётом изложенного, судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что административный истец не является арендатором данного земельного участка в настоящее время, в связи с чем не имеет заинтересованности в оспаривании данных нормативных правовых актов.
8 августа 2023 года административному истцу выдан градостроительный план данного земельного участка, из которого следует, что он полностью включён в границы санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, в связи с чем отсутствует зона допустимого размещения объектов капитального строительства (том 1, л.д.20-26).
Не является основанием для отмены решения суда и довод жалобы о том, что по условиям договора аренды административный истец не вправе возводить на нём объекты капитального строительства, поскольку установление санитарно-защитной зоны, распространяющейся на весь земельный участок, накладывает на административного истца соответствующие ограничения, установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые связаны не только с невозможностью возведения на нём объектов капитального строительства, в связи с чем права административного истца нарушены оспариваемым регулированием.
Как следует из выкопировки Карты зон с особыми условиями использования территории Генерального плана в редакции Решения от 3 июня 2022 года N29/9-108 земельный участок отображён в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника) (том 1, л.д.33).
Из этой же выкопировки усматривается, что земельный участок расположен в функциональной зоне промышленных предприятий с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (код зоны П).
Из выкопировки Карты зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки усматриваются аналогичные сведения об отображении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника) (том 1, л.д.34).
Из этой же выкопировки следует, что земельный участок распложен в территориальной зоне промышленных предприятий III-V классов опасности (код зоны Пп III-V).
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о характеристиках зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 того же кодекса).
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путём комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решение вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, установление или изменение санитарно-защитной зоны осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В сфере градостроительства применяется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее СанПиН).
В соответствии с пунктом 2.1 названных СаНПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчётами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учётом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтверждён результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в СанПиН.
В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов и для них определён ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.
Таким образом, уполномоченным органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать санитарно-защитные зоны и отображать их границы в генеральном плане муниципального образования исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в зависимости от класса опасности объектов и производств при наличии соответствующего проекта обоснования, с учётом результатов соответствующим образом проведённых исследований, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03; при этом не предоставлено право на отображение в генеральном плане санитарно-защитных зон, закреплённых санитарной классификацией, но не утверждённых в установленном порядке и в отсутствие разработанного проекта таких зон.
Иными словами, действующее законодательство допускает возможность отображения в градостроительной документации санитарно-защитных зон только после установления их уполномоченным органом.
В разделе N 12 "Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг" СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в редакции, действующей (с 13 марта 2022 года) на дату принятия решения от 3 июня 2022 года N 29/9-108 о внесении изменений в Генеральный план, к I классу опасности относятся сибиреязвенные скотомогильники, скотомогильники с захоронением в ямах, для которых устанавливается ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 1 000 м (пункт 12.1.4).
Судом установлено, что земельный участок отображён на картографических материалах Генерального плана в редакции решения от 3 июня 2022 года N 29/9-108 и Правил землепользования и застройки в редакции решения от 16 июня 2023 года N 29/18-268 в границах санитарно-защитной зоны скотомогильника в районе Сулажгорского карьера.
В Таблице (пункт N 47) материалов по обоснованию Генерального плана (раздел 12.8 "Организация санитарно-защитных зон") приведён список санитарно-защитных зон и санитарная классификация основных предприятий и сооружений города, среди прочего, указан объект: наименование: скотомогильник в районе Сулажгорского карьера; класс I; размер санитарно-защитной зоны: 1 000 метров.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие заключения Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и проекта санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров.
Из материалов дела также следует, что постановление об утверждении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось, как не принималось и Главным государственным санитарным врачом по Республики Карелия или его заместителем.
Суд первой инстанции, приняв во внимание положения части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; решением суда; и с учётом установленных по делу обстоятельств, пришёл к верному выводу, что в порядке, предусмотренном пунктами 4.2, 4.3, 4.4 СанПиН, санитарно-защитная зона сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера, в том числе распространяющаяся на территорию вышеуказанного земельного участка, не устанавливалась.
Каких-либо доказательств, подтверждающих установление и определение размера границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера, не представлено.
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства; установив факт отсутствия постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера, относящегося к I классу опасности, а также отсутствие решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя об утверждении соответствующей санитарно-защитной зоны для этого объекта, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о нарушении приведённых выше положений законодательства, имеющих большую юридическую силу, при отображении на Карте зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана в редакции решения от 3 июня 2022 года N 29/9-108 и Карте зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки, утверждённых решением от 16 июня 2023 года N 29/18-268, санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера с распространением её границ на земельный участок с кадастровым номером N.
Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия от 22 ноября 2023 года N на определение суда апелляционной инстанции об истребовании доказательств следует, что согласно данным реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию обращений в Управление за выдачей санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам не поступало. Управлением на проект зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера не выдавалось санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств и приведённых норм федерального законодательства, судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что отображение в Генеральном плане в редакции решения от 3 июня 2022 года N 29/9-108 и Правилах землепользования и застройки в редакции решения от 16 июня 2023 года N 29/18-268 санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера, не утверждённой в установленном порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, противоречит актам большей юридической силы.
Отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, являющихся нормативными правовыми актами, обязательными для неопределённого круга лиц, не утверждённой в установленном порядке санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника в районе Сулажгорского карьера, фактически свидетельствует об установлении компетентным публичным органом такой зоны произвольно.
Верно признаны несостоятельными доводы административного ответчика о наличии у вышеуказанной санитарно-защитной зоны ориентировочных границ, поскольку данная зона отображена в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки и влечёт определённые ограничения для использования земельного участка с кадастровым номером N.
Несостоятельна ссылка в апелляционной жалобе и на то, что в примечании к Карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана указано, что информация о границах ориентировочных (нормативных) санитарно-защитных зон, указанная на данной карте, носит справочный характер, использована при принятии решений по функциональному зонированию территории и размещению объектов местного значения городского округа и не применяется при правовом регулировании градостроительной деятельности.
Действительно, на Карте зон с особыми условиями использования территории Генерального плана имеется поименованное примечание ("**"). Между тем, в данном случае, вопреки доводам административного ответчика, указанием на наличие у положений, отражённых в Генеральном плане, справочного характера, не преодолевается нормативная сила всего указанного нормативного правового акта.
Ссылка на статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не опровергает выводов суда о том, что отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны допускается только после установления их уполномоченным органом. Отсутствие же акта об утверждении границ санитарно-защитной зоны исключает возможность отображения её в генеральном плане и правилах землепользования и застройки.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы, основанным на ином толковании норм материального права, не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрозаводского городского Совета - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.