Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Пластинина И.В, судей Ехаловой Ю.А. и Шадриной Е.В, при секретаре Веселовой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело N 3а-116/2023 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" на решение Челябинского областного суда от 18 августа 2023 года, которым оставлен без удовлетворения его административный иск о признании недействующими постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 6 октября 2022 года N 80/5 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям муниципального унитарного предприятия "Теплоком" от котельной общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка")"; постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 ноября 2022 года N 102/11 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям МУП "Теплоком" от котельной ООО "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка"); постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 5 декабря 2022 года N 105/31 "Об исправлении описки в постановлении Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 6 октября 2022 года N 80/5".
Заслушав доклад судьи Пластинина И.В, объяснения представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" - Григорьевой Ю.А, Садовниковой О.В, представителей административного ответчика Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Захаровой Н.В, Пимштейн Н.В, представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия "Теплоком" - Крысиной М.А, заключение прокурора Капсамун И.С,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) от 6 октября 2022 года N 80/5 (далее - Постановление N 80/5) установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям филиала "Санаторий "Сосновая горка" общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор", которые действуют с 7 октября 2022 года по 31 декабря 2022 года.
Постановление N 80/5 опубликовано 11 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/.
Приложение к Постановлению N 80/5 представляет собой таблицу, в которой указан одноставочный тариф в отношении муниципального унитарного предприятия "Теплоком" (далее - МУП "Теплоком") на воду для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в размере 392, 48 руб./Гкал.
Постановлением Министерства от 28 ноября 2022 года N 102/11 (далее - Постановление N 102/11) установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям МУП "Теплоком" от котельной ООО "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка") согласно приложению 1, которые действуют с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года.
Также установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2023 - 2025 годов для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям МУП "Теплоком" от котельной ООО "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка"), с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 2, которые действуют с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года.
Постановление N 102/11 опубликовано 22 мая 2023 года в издании "Южноуральская панорама" N 40 (4477).
Приложение 1 к Постановлению N 102/11 представляет собой таблицу, в которой указан одноставочный тариф в отношении МУП "Теплоком" на воду для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, с 1 по 31 декабря 2022 года, а также на 2023, 2024, 2025 годы с разбивкой по полугодиям.
Приложение 2 к Постановлению N 102/11 представляет собой таблицу, в которой указан базовый уровень операционных расходов на 2023 год в отношении МУП "Теплоком", а также индекс эффективности операционных расходов на 2024 и 2025 годы в размере 1%.
Постановлением Министерства от 5 декабря 2022 года N 105/31 (далее - Постановление N 105/31) исправлена описка в Постановлении N 80/5:
в наименовании слова "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям филиала "Санаторий "Сосновая горка" общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" заменены на "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" Чебаркульского городского округа, по сетям муниципального унитарного предприятия "Теплоком" от котельной общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка")";
в пункте 1 слова "по сетям филиала "Санаторий "Сосновая горка" общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" заменены на "по сетям муниципального унитарного предприятия "Теплоком" от котельной общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка")";
в наименовании таблицы приложения слова "по сетям филиала "Санаторий "Сосновая горка" общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" на 2022 год" заменены на "по сетям муниципального унитарного предприятия "Теплоком" от котельной общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" (филиал "Санаторий "Сосновая горка") на 2022 год".
Постановление N 105/31 опубликовано 22 мая 2023 года в издании "Южноуральская панорама" N 40 (4477).
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" (далее - ООО "Санаторий "Карагайский бор"), являясь теплоснабжающей организацией, поставляющее тепловую энергию по сетям МУП "Теплоком", производимую собственной котельной, с учётом уточнения требований обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия: Постановления N 80/5, Постановления N 102/11, Постановления N 105/31.
Административный истец полагал установленные тарифы МУП "Теплоком" завышенными, поскольку в оспариваемых нормативных правовых актах произведён их неверный расчёт, что стало причиной недополучения дохода. Указывает, что Министерством не учтены особенности установления тарифов в условиях котловой экономической модели; не произведено анализа действительных затрат; не проверена принадлежность тепловых сетей МУП "Теплоком"; приняты от МУП "Теплоком" документы о понесённых затратах, которые фактически не были понесены.
Решением Челябинского областного суда от 18 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права.
На апелляционную жалобу административным ответчиком представлены возражения.
Представители административного истца в судебном заседании настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители административного ответчика и представитель заинтересованного лица просили решение суда оставить без изменения.
Прокурор дал заключение о законности судебного акта.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив административное дело, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 данного Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года N 300 утверждено Положение о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Положение о Министерстве).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7, подпунктом 19 пункта 8 Положения о Министерстве одной из основных задач Министерства является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Челябинской области и данным Положением.
Министерство устанавливает тарифы на: тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям; услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя; горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что оспариваемые постановления приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия, введения в действие нормативных правовых актов, в том числе правил опубликования; спор по указанным обстоятельствам отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые постановления не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не находит.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3, пункту 2 части 1 статьи 7, части 1 статьи 9, частям 1, 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Федерального закона.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 13, 14, 28, 29, 33 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. В случае применения в отношении регулируемой организации метода обеспечения доходности инвестиционного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов заявление о выборе метода регулирования тарифов представляется в орган регулирования до 1 мая последнего года долгосрочного периода регулирования.
В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов), предусмотренных данными Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Согласно пунктам 18, 51, подпункту "а" пункта 75 Основ ценообразования срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более 1 финансового года.
Долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов.
Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением их пересмотра в соответствии с данным документом.
К долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится базовый уровень операционных расходов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания).
Согласно пункту 12, подпункту 1 пункта 33, пункту 37 Методических указаний определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с данными Методическими указаниями.
При расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется, в том числе на основе базового уровня операционных расходов, устанавливаемых органом регулирования в соответствии с пунктом 37 данных Методических указаний, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования.
При расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендная плата, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования; другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.
Указанные выше расходы определяются методом экономически обоснованных расходов в соответствии с главой IV данных Методических указаний.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что орган регулирования составляет экспертное заключение по обоснованности расходов и принимает решение об установлении тарифов на основе документов, имеющихся в тарифном деле на день принятия такого решения. При этом обязанность по предоставлению обосновывающих документов возложена на регулируемую организацию, а в расчёт тарифа подлежат включению расходы регулируемой организации, подтверждённые документально.
Постановлением администрации Чебаркульского городского округа от 28 октября 2019 года N 590 передано на праве хозяйственного ведения МУП "Теплоком" недвижимое имущество:
- сооружение коммунального хозяйства - сети теплоснабжения, с кадастровым номером N, протяженностью 1166 п.м, расположенные по адресу: Челябинская область, город Чебаркуль, санаторий "Сосновая горка";
- сооружение коммунального хозяйства - сети горячего водоснабжения, с кадастровым номером N, протяженностью 1166 п.м, расположенные по адресу: Челябинская область, город Чебаркуль, санаторий "Сосновая горка" (том 1, л.д. 193).
Право хозяйственного ведения МУП "Теплоком" указанными сооружениями коммунального хозяйства подтверждается также выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 13 марта 2020 года (том 1, л.д. 194-197).
Из экспертного заключения от 6 октября 2022 года по экономической обоснованности затрат на 2022 год по делу N 07/113-10-передача т/э_2023_(2022) следует, что в качестве основания для установления тарифа предприятием представлены постановление администрации Чебаркульского городского округа о передаче недвижимого имущества МУП "Теплоком" на праве хозяйственного ведения от 28 октября 2019 года N 590, акт приема-передачи от 30 октября 2019 года.
Учитывая, что в отношении МУП "Теплоком" тариф на услуги по передаче тепловой энергии устанавливается впервые, на основании критериев, установленных подпунктом "б" пункта 17 Основ ценообразования, предложено выбрать метод экономически обоснованных расходов (затрат).
МУП "Теплоком" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии на основании законного владения тепловыми сетями общей протяжённостью 2332 м.
Плановый объем полезного отпуска тепловой энергии из тепловых сетей МУП "Теплоком" на 2022 год определён в размере 2, 562 тыс. Гкал на основании письма ООО "Санаторий "Карагайский бор" от 11 ноября 2021 года N 543. Для источника тепловой энергии тариф не утверждался, организация не заявлялась.
Расчёт необходимой валовой выручки для осуществления регулируемой деятельности на 2022 год выполнен Министерством с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, пунктом 23 Методических указаний.
Расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей определены экспертами Министерства в размере 237, 84 тыс. руб. по предложению предприятия, в размере, не превышающим расчётов экспертов исходя из нормативного объёма материалов, рассчитанного в соответствии с Рекомендациями по нормированию материальных ресурсов на техническое обслуживание и ремонт теплоэнергетического оборудования и тепловых сетей Часть 1 (Центр муниципальной экономики, 2006) и цен, определённых в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования, на основании данных справочника Челинформцентра "ЧелСЦена" на 2022 год (приложение 3).
Отклонение от предложения МУП "Теплоком" составила 0, 00 тыс. руб.
Экспертами расходы на теплоноситель определены исходя из нормативов потерь тепловой энергии по тепловым сетям МУП "Теплоком", утверждённых постановлением Министерства от 13 марта 2020 года N 10/9, а также тарифа, утверждённого постановлением Министерства от 26 ноября 2021 года N 70/17 для муниципального унитарного предприятия "Водопроводное хозяйство" (далее - МУП "Водопроводное хозяйство") на 2022 год (23, 91 руб.) (том 1, л.д. 236-246).
Таким образом, при установлении тарифа Постановлением N 80/5 Министерством использовалась, в том числе протяжённость тепловых сетей, указанная в правоустанавливающих документах на данные тепловые сети.
Из экспертного заключения от 28 ноября 2022 года к делу N N-передача т/э_2023_(2023-2025) следует, что в соответствии с пунктами 12, 14 Правил данное дело открыто по инициативе Министерства.
Схема теплоснабжения Чебаркульского городского округа не содержит информацию о прогнозном объёме полезного отпуска тепловой энергии, поставляемой по сетям МУП "Теплоком" от котельной ООО "Санаторий "Карагайский бор".
На основании чего Министерством объём полезного отпуска тепловой энергии на 2023 год для МУП "Теплоком" определён в соответствии с пунктом 14 Правил и учтён в размере 2, 562 тыс. Гкал.
При установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Теплоком", по сетям МУП "Теплоком" от котельной ООО "Санаторий "Карагайский бор", применён метод индексации.
Расходы на текущее содержание и обслуживание тепловых сетей определены экспертами Министерства в размере 252, 11 тыс. руб. путём индексации ранее установленных расходов в размере 237, 84 тыс. руб. на ИПЦ в размере 1, 06 на 2023 год.
Экспертами расходы на теплоноситель определены исходя из нормативов потерь тепловой энергии по тепловым сетям МУП "Теплоком" на 2023 год, утверждённых постановлением Министерства от 18 августа 2022 года N 67/6, а также тарифа, утверждённого постановлением Министерства от 18 ноября 2022 года N 96/455 для МУП "Водопроводное хозяйство" на 2023 год (24, 69 руб.) (том 2, л.д. 125-138).
Указанные экспертные заключения соответствуют пункту 29 Правил.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильным выводам, что МУП "Теплоком" оказывает услуги по передаче тепловой энергии, на праве хозяйственного ведения владеет тепловыми сетями общей протяжённостью 2332 м, которые и были учтены Министерством при расчёте оспариваемых тарифов.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Ссылка административного истца на ранее установленные тарифы постановлением Министерства от 26 ноября 2015 года N 56/92 является несостоятельной, поскольку согласно указанному постановлению тарифы на тепловую энергию действовали в отношении административного истца по 31 декабря 2018 года, в связи с чем отношение к рассматриваемым правоотношениям не имеет.
Доводы административного истца в той части, что материалы тарифных дел не содержат информации о привязке тепловых сетей к местности; МУП "Теплоком" включило в объём выполненных работ обслуживание сетей, которые не принадлежат МУП "Теплоком", а также включило работы, которые фактически не выполнялись, правового значения не имеют, поскольку расходы на сырьё и материалы рассчитаны Министерством исходя из нормативов и цен, указанных в экспертном заключении от 6 октября 2022 года, определённых в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования, а не из фактического объёма выполненных работ.
При этом, согласно пункту 32 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Довод административного истца в той части, что МУП "Теплоком" представило заявку на установление тарифа при отсутствии раздельного бухгалтерского учёта, является несостоятельным, поскольку Министерством при установлении тарифов учитывались документы, которые относились только к одному виду регулируемой деятельности - передаче тепловой энергии.
Вопреки доводу административного истца, материалы административного дела не содержат доказательств, что МУП "Теплоком" при подаче тарифной заявки указало завышенную балансовую стоимость тепловых сетей, что явилось причиной установления тарифов в завышенном размере.
Довод апелляционной жалобы о существенном завышении Министерством тарифов, в связи с учётом иных экономически необоснованных расходов, не указывает на конкретные обстоятельства и противоречит экспертным заключениям.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с общей протяжённостью тепловых сетей, принадлежащих МУП "Теплоком", также не являются основанием для отмены оспариваемых постановлений, поскольку при установлении тарифов Министерство иными данными не располагало, в связи с чем представленное административным истцом в суд апелляционной инстанции заключение эксперта о длине сети и фактическом положении сетей в пространстве на законность оспариваемых постановлений не влияет.
Вопреки доводам административного истца установление тарифов в условиях котловой экономической модели в рассматриваемых правоотношениях не предусмотрено, в связи с чем ссылка административного истца на пункт 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, а также на пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2, является несостоятельной.
Довод апелляционной жалобы в той части, что при определении расходов на теплоноситель Министерство должно было применить по аналогии тарифы, установленные для административного истца на 2022 год, а не для МУП "Водопроводное хозяйство" не говорит о нарушении Министерством каких-либо правовых норм, повлёкших принятие незаконных постановлений.
В данном случае Министерство обоснованно применило метод сравнения аналогов, предусмотренный пунктом 18 Основ ценообразования, и установило расходы на теплоноситель для МУП "Теплоком" исходя из тарифов для МУП "Водопроводное хозяйство", оказывающего услуги холодного водоснабжения потребителям санаторной зоны Чебаркульского городского округа Челябинской области.
Вопреки доводам административного истца Постановление N 80/5 имело описку в части указания принадлежности сетей, в связи с чем данная описка обоснованно исправлена Постановлением N 105/31.
При этом Постановление N 105/31 не отменяет и не изменяет Постановление N 80/5, в том числе не устанавливает, не изменяет и не прекращает чьих-либо прав и обязанностей.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 18 августа 2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Карагайский бор" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.