Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Пластинина И.В, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-108/2023 по апелляционной жалобе Ибрагимова Фармаила Гейдар оглы на решение Вологодского областного суда от 18 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании не действующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года N 67-н, Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года N 87-н, Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N 98-н, Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года N 102-н, Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утверждённого
приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года N 101-н.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующей в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи представителя административного ответчика, Департамента имущественных отношений Вологодской области Сидоровой Т.А, возражавшей против доводов жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 20 ноября 2018 года издан приказ N 67-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень на 2019 год).
В пункт 776 Перечня на 2019 год включён объект недвижимости - административно-торговый центр с кадастровым номером N, площадью 2497, 4 кв.м, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположенный по адресу: "адрес".
Приказ с Перечнем на 2019 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 21 ноября 2018 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 24 ноября 2018 года N132 (приказ, Перечень: пункты таблицы 1-8616), - в газете "Красный Север", выпуск от 27 ноября 2018 года N133 (продолжение Перечня: пункты таблицы 8617-14182).
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 15 ноября 2019 года издан приказ N87-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее Перечень на 2020 год).
В пункт 775 Перечня на 2020 год также включён указанный выше объект недвижимости.
Приказ с Перечнем на 2020 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 19 ноября 2019 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодическом издании: в газете "Красный Север", выпуск от 23 ноября 2019 года N132, то есть до начала соответствующего налогового периода.
Пунктом 1 приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года N98-н утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).
В пункт 779 Перечня на 2021 год также включён указанный объект.
Приказ с Перечнем на 2021 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 25 ноября 2020 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 24 ноября 2020 года N132 (приказ, Перечень: пункты таблицы 1-10315), - в газете "Красный Север", выпуск от 28 ноября 2020 года N134 (продолжение Перечня: пункты таблицы 10316-15098).
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 18 ноября 2021 года издан приказ N 102-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее Перечень на 2022 год).
В пункт 806 Перечня на 2022 год также включён вышеуказанный объект недвижимости с кадастровым номером N.
Приказ с Перечнем на 2022 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области 18 ноября 2021 года (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 27 ноября 2021 года N132 (приказ, приложение пункты таблицы 1-120), - в газете "Красный Север", выпуск от 30 ноября 2021 года N133 (приказ, приложение пункты таблицы 121-15188).
Департаментом имущественных отношений Вологодской области 17 ноября 2022 года издан приказ N101-н, пунктом 1 которого утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее Перечень на 2023 год).
В пункт 807 Перечня на 2023 год также включён указанный выше объект недвижимости.
Приказ с Перечнем на 2023 год размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, опубликован в периодических изданиях:
- в газете "Красный Север", выпуск от 26 ноября 2022 года N 133 (приказ, начало приложения пункты таблицы 1-8427), - в газете "Красный Север", выпуск от 29 ноября 2022 года N 134 (продолжение приложения, пункты таблицы 8428-15688).
Ибрагимов Ф.Г.о. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующими указанные выше пункты Перечней со дня принятия данных приказов.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником 5/12 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости; другими правообладателями являются Ибрагимов Р.Ф. (1/6 доля в праве), Гаджиева Н.Ф. кызы (5/12 долей в праве); принадлежащий на праве общей долевой собственности административному истцу объект недвижимости, включённый в Перечни, не относится к объектам недвижимого имущества, приведённым в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение данного объекта в Перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Административный истец ссылался на то, что при издании оспариваемых приказов не учтено фактическое использование здания (под производство), которое подтверждает несоответствие данного объекта недвижимости признакам объекта налогообложения, предусмотренного вышеуказанной нормой.
Решением Вологодского областного суда от 18 сентября 2023 года в удовлетворении административного иска Ибрагимова Ф.Г.о. отказано (том 1, л.д.175-187).
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит принять новое решение, которым удовлетворить административный иск в полном объёме (том 1, л.д.198).
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения (том 1, л.д.209-210).
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения представителя административного ответчика и заключение прокурора, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены судебного решения.
При рассмотрении и разрешении административного дела, с учётом положений пункта 7 статьи 378.2, статей 400, 402, 403, 406 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года N3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", постановления Правительства Вологодской области от 7 декабря 2015 года N 1046 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества", статьи 60 Устава Вологодской области, пункта 1.4 Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года N874, статьи 3 Закона Вологодской области от 5 июля 2012 года N2806-ОЗ "О нормативных правовых актах Вологодской области", статьи 5 Закона Вологодской области от 2 мая 2011 года N2506-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области", суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Департамента имущественных отношений Вологодской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
Проверяя соответствие Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу о правомерности включения объекта с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года N 628 "О налоге на имущество физических лиц" на территории муниципального образования "Город Вологда" введён налог на имущество физических лиц.
В соответствии со статьёй 1 Закона Вологодской области от 26 ноября 2015 года N3787-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" на территории Вологодской области установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для случаев признания нежилого здания (строения, сооружения) одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом), предусмотрено такое же процентное соотношение (всего не менее 20 процентов общей площади), если здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каждый из указанных в пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев является самостоятельным основанием для признания объекта недвижимости как использующегося в качестве административно-делового или торгового центра (комплекса).
Из материалов административного дела следует, что объект недвижимости: здание с кадастровым номером N, площадью 2497, 4 кв.м, наименование - административно-торговый центр, назначение - нежилое, количество этажей - 3, в том числе подземных - 0, расположен по адресу: "адрес".
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешённого использования которого определён: "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации".
Указанное здание и земельный участок с декабря 2022 года принадлежат на праве общей долевой собственности:
- Ибрагимову Ф.Г.о. (доля в праве 5/12), - Гаджиевой Н.Ф.к. (доля в праве 5/12), - Ибрагимову Р.Ф. (доля в праве 1/6).
Право собственности указанных лиц на данный объект недвижимости зарегистрировано 23 декабря 2022 года, 27 декабря 2022 года.
Ранее собственником указанных объектов являлся Ибрагимов Фазаил Гейдар оглы, умерший 21 октября 2021 года.
Решением Вологодского городского суда от 9 декабря 2022 года удовлетворены административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Вологодской области N 11: суд взыскал солидарно в пределах стоимости наследственного имущества с Ибрагимова Ф.Г.о, Гаджиевой Н.Ф.к, Ибрагимова Р.Ф. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Вологодской области N 11 задолженность по налогу на имущество физических лиц, в том числе и по объекту с кадастровым номером N.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Вологодской области N от 25 августа 2023 года следует, что здание с кадастровым номером N поставлено на государственный кадастровый учёт 24 ноября 2011 года с наименованием "административно-торговый центр", назначение - "нежилое здание", сведения об изменении наименования и назначения здания с даты его постановки на государственный кадастровый учёт по настоящее время в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учёт 15 января 2007 года с разрешённым использованием "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации", сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка с даты его постановки на государственный кадастровый учёт по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации действительно предусматривает возможность включения здания в Перечень на основании вида разрешённого использования земельного участка.
Оценивая правомерность включения данного здания в оспариваемые Перечни на основании вида разрешённого использования земельного участка, судебная коллегия исходит из того, что установленный вид разрешённого использования земельного участка, допускающий размещение объектов смешанного назначения, не является однозначно определённым, обладает признаками множественности видов, не тождественен указанным в подпунктах 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации видам разрешённого использования земельного участка: для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, в связи с чем, безусловно, не свидетельствует о том, что этот вид разрешённого использования предусматривает размещение на земельном участке исключительно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данный объект недвижимости не мог быть включён в оспариваемые Перечни исключительно по виду разрешённого использования земельного участка.
Кроме того, наименование здания само по себе не является основанием для включения его в Перечень, поскольку статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность включения здания в Перечень исходя из наименования помещений в здании при том, когда более 20% помещений в здании предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Наименование помещений в данном здании в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, не позволяет прийти к выводу, что в объекте предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания на площади, более 20% от общей площади объекта.
Из экспликации к поэтажному плану здания по состоянию на 25 августа 2016 года, составленному ООО "Гортехинвентаризация", следует, что здание имеет назначение "нежилое", на первом этаже расположено 28 помещений с назначением: лестничная клетка, три подсобных помещения, четыре помещения, кухня, три коридора, пять залов, шесть туалетов, два санузла, холл, гардероб, кабинет; на втором этаже расположено 8 помещений с назначением: два зала, лестничная клетка, два туалета, кухня, раздевалка, коридор; на третьем этаже расположено 9 помещений с назначением: лестничная клетка, два санузла, четыре кабинета, раздевалка, зал, коридор (том 1, л.д.73-75).
Следовательно, здание также не могло быть включено в оспариваемые Перечни по наименованию помещений, указанных в документах технического учёта (инвентаризации).
В свою очередь, поскольку из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и в документах технического учёта (инвентаризации), не усматривается, что здание в силу приведённых выше положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначено для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения и (или) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то условием для включения этого здания в оспариваемые Перечни являлось установление его фактического использования в указанных целях.
Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, обследование этого объекта в целях определения вида его фактического использования до издания оспариваемых Перечней в установленном порядке не проводилось.
Между тем, судебная коллегия учитывает фактические обстоятельства по делу, а именно, что Ибрагимов Ф.Г.о, являясь единственным участником ООО "ЭРИ", назначил на должность директора ООО "ЭРИ" Куклину И.В, с которой 1 октября 2011 года заключил договор N 1 аренды нежилого помещения, находящегося в собственности арендодателя.
По данному договору арендодатель передал в аренду арендатору нежилые помещения NN 2-8 первого этажа по адресу: "адрес", для использования под ресторан.
Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды.
Срок аренды установлен с 1 октября 2011 года по 1 октября 2031 года.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 9 ноября 2011 года.
К договору аренды представлены кадастровый паспорт на здание от 2 сентября 2010 года, наименование здания "административно-торговый центр", и кадастровый паспорт на помещения NN 2-8, назначение "нежилое", согласно экспликации к плану помещения оно состоит из 6 помещений и тамбура общей площадью 275, 3 кв.м.
Дополнительным соглашением N 1 от 1 марта 2015 года договор аренды нежилого помещения от 1 октября 2011 года расторгнут с 1 марта 2016 года.
При этом 1 марта 2016 года между Ибрагимовым Ф.Г.о. и ООО "ЭРИ" заключён договор N аренды нежилого помещения (том 1 л.д.128-130), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель Ибрагимов Ф.Г.о. передаёт, а арендатор ООО "ЭРИ" принимает в аренду нежилые помещения N и часть помещения N первого этажа по адресу: "адрес", для использования под ресторан в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию (том 1, л.д.128).
Согласно пункту 1.2 указанного договора, общая площадь передаваемых в аренду помещений составляет 357, 3 кв.м, в том числе зал обслуживания посетителей (непосредственно ресторан), площадью 148, 3 кв.м. План передаваемых помещений указан в приложении N к договору.
В соответствии с пунктом 2.2.1 данного договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды.
Срок аренды установлен с 1 марта 2016 года по 1 января 2032 года (пункт 4.1 договора аренды).
Акт приёма-передачи вышепоименованных помещений арендатору подписан 1 марта 2016 года (том 1, л.д.132).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 29 марта 2016 года.
Также из материалов дела следует, что 1 мая 2016 года между Ибрагимовым Ф.Г.о. и ООО "ЭРИ" заключён договор N аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель Ибрагимов Ф.Г.о. передаёт, а арендатор ООО "ЭРИ" принимает в аренду нежилые помещения N N второго этажа и N N третьего этажа по адресу: "адрес", для использования под банкетные залы в состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию (том 1, л.д.134-136).
Согласно пункту 1.2 данного договора, общая площадь передаваемых в аренду помещений составляет 1 325, 4 кв.м, в том числе зал обслуживания посетителей (непосредственно банкетные залы). План передаваемых помещений в приложении N и N к договору.
Согласно пункту 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды.
Срок аренды установлен с 1 мая 2016 года по 1 января 2032 года (пункт 4.1 договора аренды).
Акт приёма-передачи вышепоименованных помещений арендатору подписан 1 мая 2016 года (том 1, л.д.137).
Дополнительным соглашением от 31 марта 2019 года N 1 (том 1, л.д.141) договор аренды нежилого помещения от 1 марта 2016 года N 1 расторгнут с 31 марта 2019 года.
Соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 11 апреля 2019 года (том 1, л.д.141).
Таким образом, из материалов дела бесспорно следует, что на дату принятия оспариваемого Перечня на 2019 год вышеуказанные договоры аренды являлись действующими, следовательно, общая площадь переданных в аренду под ресторан и банкетные залы помещений составляла 1682, 7 кв.м. (357, 3 кв.м. + 1 325, 4 кв.м), что в процентном соотношении от общей площади здания (2497, 4 кв.м.) составляет 67, 3 %.
Помещения с назначением: банкетный зал, ресторан относятся к помещениям общественного питания в соответствии с Межгосударственным стандартом "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования".
Так, ресторан - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.
Под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, и который включает в себя необходимые помещения и оборудование.
Принимая во внимание, что на дату утверждения Перечня на 2019 год в здании для размещения ресторана и банкетных залов использовалось 67, 3 % от его общей площади; участвующими в деле лицами не оспорено, что в здании действительно располагались в соответствии договорами аренды от 1 марта 2016 года N 1 и от 1 мая 2016 года N 2 ресторан и банкетные залы, которые входят в состав здания, относятся к помещениям общественного питания, судебная коллегия приходит к выводу, что данное здание правомерно включено в оспариваемый Перечень на 2019 год.
Оценивая обоснованность включения здания в оспариваемые Перечни на 2020 - 2023 годы, судебная коллегия учитывает следующее.
Из материалов дела следует, что 1 апреля 2019 года между Ибрагимовым Ф.Г.о. и ООО "ХАЗАР" заключён договор N аренды нежилого помещения, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель Ибрагимов Ф.Г.о. передал в аренду арендатору ООО "ХАЗАР" нежилые помещения N N первого этажа, N N второго этажа, N N, 4а третьего этажа, общей площадью 1731, 6 кв.м по адресу: "адрес" (том 1, л.д.142-144).
В соответствии с пунктом 2.2.1 договора арендатор обязуется использовать помещение исключительно по прямому назначению в соответствии с договором аренды.
Срок аренды установлен с 1 апреля 2019 года по 1 мая 2029 года (пункт 4.1 договора аренды).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 29 апреля 2019 года.
Акт приёма-передачи вышепоименованных помещений арендатору подписан 1 апреля 2019 года (том 1, л.д.145).
21 октября 2021 года Ибрагимов Ф.Г.о. умер.
15 ноября 2022 года нотариусом нотариального округа город Вологда и Вологодский район Вологодской области выданы свидетельства о праве на наследство по завещанию, по закону в соответствии с которыми наследниками имущества умершего Ибрагимова Ф.Г.о. являются:
- ФИО22 (в 5/12 долях), - Гаджиева Н.Ф.к. (в 5/12 долях), - ФИО1 (в 1/6 доле).
Дополнительным соглашением от 10 мая 2023 года к договору аренды недвижимого имущества от 1 апреля 2019 года (том 1, л.д.152), заключённому с арендатором ООО "ХАЗАР" в связи с переходом права собственности в отношении арендуемых помещений изменена сторона в договоре, вместо Ибрагимова Ф.Г.о. арендодателями стали:
- Ибрагимов Фармаил Гейдар оглы, - Гаджиева Н.Ф.к, - Ибрагимов Р.Ф.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об обременении объекта недвижимости с кадастровым номером N договором аренды с ООО "ХАЗАР" ИНН 3525437075, ОГРН 1193525004837, срок действия договора аренды по 1 мая 2029 года.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "ХАЗАР" ИНН 3525437075, ОГРН 1193525004837, адрес юридического лица: "адрес", усматривается, что основным видом деятельности общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания; дополнительными видами деятельности являются: торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков; деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания; деятельность по приготовлению и (или) продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте; деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос; деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий; деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания; деятельность по организации отдыха и развлечений; организация обрядов (свадеб, юбилеев).
Из справки об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года, составленной по состоянию на 17 июня 2021 года, проведённом на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Вологодской области от 9 июня 2021 года N 1106-р, следует, что нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2497, 4 кв.м, расположено на земельном участке с разрешённым использованием "для завершения строительства административно-торгового центра и последующей его эксплуатации", фактически используется под общественное питание 266, 2 кв.м площади, объект недвижимости представляет собой 3-этажное здание, на первом этаже расположена детская игровая комната (площадь 726, 8 кв.м, что составляет 29 % от общей площади здания), банкетные залы (площадь 266, 2 кв.м, что составляет 10, 6 % общей площади здания); помещения второго и третьего этажей представляют собой пустые залы, столы и стулья сдвинуты к центру зала, либо расставлены по краям зала. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания (сведения представлены по состоянию на 25 августа 2016 года) наименование объекта - "нежилое здание" (площадь кухонь, залов 1371, 5 кв.м (без учёта детской игровой комнаты, расположенной на первом этаже здания), что составляет 54, 9 % от общей площади здания).
Таким образом, из материалов дела следует, что по состоянию на даты принятия оспариваемых Перечней на 2020 - 2023 годы в здании для размещения предприятий общественного питания использовалось 1731, 6 кв.м в соответствии с договором аренды нежилого помещения N 1 от 1 апреля 2019 года, заключённым между Ибрагимовым Ф.Г.о. и ООО "ХАЗАР", что в процентном соотношении составляет 69, 33 % от общей площади здания.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не оспорено, что в здании действительно располагается ресторан и банкетные залы, которые являются не вспомогательными помещениями, обеспечивающими деятельность объекта общественного питания, а непосредственно отнесены к предприятию общественного питания. Материалы дела не содержат сведений о том, что в объекте недвижимости осуществлялась иная деятельность, не связанная с предприятием общественного питания, на даты утверждения оспариваемых Перечней.
То обстоятельство, что на дату проведения обследования в банкетных залах отсутствовали посетители, само по себе не свидетельствует о том, что они не используются под такие цели в иные дни.
При таких обстоятельствах, поскольку подтверждается использование в здании 69, 33 % от его общей площади для размещения объекта общественного питания на даты принятия оспариваемых Перечней на 2020 - 2023 годы, судебная коллегия соглашается с выводом суда, что объект недвижимости в данные Перечни включён обоснованно.
Довод апелляционной жалобы о том, что справка об осмотре объекта недвижимости от 17 июня 2021 года подтверждает то обстоятельство, что здание несколько лет фактически не используется под банкетные залы, признаётся несостоятельной, поскольку данная справка не подтверждает факты, существовавшие в иные даты или календарные периоды, при том положении, что работу ресторана в помещениях здания в указанный период административный истец не отрицает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства, отмене не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ибрагимова Ф.Г.о. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.