Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Вдовиченко С.В, судей Головкиной Л.А, Шадриной Е.В, при секретаре судебного заседания - помощнике судьи Агафоновой Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-212/2023 по апелляционным жалобам агентства по тарифам и ценам Архангельской области, ООО "Каргопольские очистные сооружения", администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 27 июня 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 года N92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Вдовиченко С.В, объяснения представителя административного истца Капсамун И.С, представителя административного ответчика Петухова А.В, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
24.11.2022 Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее также - Агентство, тарифный орган) принято постановление N92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" (далее также - Общество) на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области" (далее - постановление N92-в/50).
Пунктом 1 постановления N92-в/50 утверждена производственная программа ООО "Каргопольские очистные сооружения", осуществляющего водоотведение на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области, на период с 01.01.2023 по 31.12.2025 (приложение N1);
пунктом 2 постановления N92-в/50 установлены на 2023 - 2025 годы долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области, согласно приложению N2;
пунктом 3 постановления N92-в/50 установлены на период с 01.01.2023 по 31.12.2025 тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" (на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области, согласно приложению N3, а именно для категорий "1.Населения", "2.Потребители, приравненные к населению", "3.Прочие потребители";
пунктом 4 постановления N92-в/50 предусмотрено, что тарифы, установленные в приложении N3 к настоящему постановлению на 2023 год, ввести в действие с 01.12.2022;
пунктом 5 постановления N92-в/50 предусмотрено, что тарифы, установленные в постановлении агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.07.2022 N52-в/1 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области", не подлежат применению с 01.12.2022;
пунктом 6 постановления N92-в/50 признаны утратившим силу с 01.01.2023 постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.07.2022 N52-в/1 "Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области".
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2022.
Заместитель прокурора Архангельской области предъявил в суд административное исковое заявление, в котором просит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда постановление Агентства N92-в/50.
В обоснование иска указано на противоречие принятого нормативного правового акта требованиям части 1 статьи 31, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее -Закон о водоснабжении и водоотведении), подпункту "а" пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N406 (далее - Правила регулирования тарифов), подпункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях). ООО "Каргопольские очистные сооружения" владеют объектами централизованных систем водоотведения на основании договора аренды, заключенного с администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области, тогда как в соответствии с требованиями законодательства передача муниципального имущества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется только по концессионным соглашениям.
Решением Архангельского областного суда от 27.06.2023 административное исковое заявление удовлетворено. Постановление Агентства N92-в/50 признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.
Административный ответчик агентство по тарифам и ценам Архангельской области, заинтересованные лица ООО "Каргопольские очистные сооружения", администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области в апелляционных жалобах просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что договоры аренды муниципального имущества, которым владеет ООО "Каргопольские очистные сооружения" в установленном порядке незаконными, недействительными не признаны, у тарифного органа не имелось предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении оспариваемых тарифов; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу относительно технологически связанного имущества. Также полагали, что производство по делу подлежит прекращению, ссылаясь на то, что приведенные прокурором в административном иске обстоятельства являлись предметом рассмотрения судом и им дана правовая оценка в решении Архангельского областного суда от 29.03.2023 по делу N3а-47/2023, вступившим в законную силу.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Каргопольские очистные сооружения" Агентством представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заинтересованные лица администрация Каргопольского муниципального округа Архангельской области, ООО "Каргопольские очистные сооружения" в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
Учитывая положения статей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Второго апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, выслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении").
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу подпункта 26 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N214-пп, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривался.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие данные правоотношения, исходил из того, что установленные обстоятельства указывают на отсутствие у ООО "Каргопольские очистные сооружения" законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, в связи с чем, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Заявленное ходатайство административного ответчика, заинтересованных лиц о прекращении производства по делу отклонено.
Положениями части 1 статьи 214 КАС РФ установлено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда от 29.03.2023 по административному делу N3а-47/2023 отказано в удовлетворении административного иска ООО "Каргопольские очистные сооружения" о признании недействующим пункта 3 постановления Агентства от 24.11.2022 N92-в/50 в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 года на период с 1 января по 31 декабря в размере 151, 56 руб./куб. м (Приложение N3).
Предметом исследования и судебной оценки являлись экономическая обоснованность и включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда работников и определение численности персонала, расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, расходы на аренду автотранспорта, размер расчетной предпринимательской прибыли.
В полном объеме постановление от 24.11.2022 N92-в/50 судебной оценке не подвергалось.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае, когда акт или часть акта, законность которых уже проверена судом, оспариваются другими лицами, требования которых основаны на иных доводах, не обсуждавшихся судом первой инстанции, в принятии административного искового заявления также должно быть отказано. Данные доводы могут быть приведены этими лицами при обжаловании решения суда в суд кассационной или надзорной инстанции. Вместе с тем судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления, если в нем указаны иные основания, по которым акт или его часть не могли быть проверены судом, принявшим решение, вступившее в законную силу (например, когда после рассмотрения дела изменилось законодательство, на соответствие которому проверялись нормативный правовой акт или его часть, нормативный правовой акт или его часть проверялись Судом по интеллектуальным правам в части, относящейся к сфере интеллектуальных прав).
Поскольку при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 7 статьи 213 КАС РФ) и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ, в полном объеме, то в случае, когда законность нормативного правового акта или его части уже проверена судом, повторное рассмотрение аналогичных требований, в том числе основанных на иных доводах и заявленных иными лицами, не допускается.
Каких-либо оснований, по которым пункт 3 постановления Агентства от 24.11.2022 N92-в/50 в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 год на период с 1 января по 31 декабря в размере 151, 56 руб./куб.м (Приложение N3), не могли быть проверены судом, принявшим решение, в административном иске не приведено.
В тоже время законность постановления Агентства N92-в/50 в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 гоа на период с 1 января по 31 декабря в размере 151, 56 руб./куб.м (Приложение N3) уже проверена судом, повторное рассмотрение аналогичных требований, в том числе основанных на иных доводах и заявленных иными лицами, не допускается, в связи с чем на основании части 1 статьи 214, пункта 2 части 1 статьи 194, части 4 статьи 309 КАС РФ, в этой части административных требований решение суда первой инстанции подлежит отмене, производство прекращению.
В остальной части административных исковых требований, рассмотренных судом по существу, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается в силу следующего.
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение в силу пункта 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, перечисленных в данной статье.
Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции)
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных названным федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (часть 6 статьи 41.1 указанного федерального закона).
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32, статьями 51 и 52.1 настоящего Федерального закона, частями 2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях (статья 37 Закон о концессионных соглашениях).
Как следует из пунктов 13, 14, 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется, в том числе на основании предложения регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов такая организация прилагает обосновывающие документы, в частности копии правоустанавливающих документов (гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости (зданиями, строениями, сооружениями и земельными участками), необходимыми для осуществления регулируемой деятельности.
Пунктом 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N406 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на оплату права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения учитываются в необходимой валовой выручке в зависимости от правовой формы оформления таких прав.
Таким образом, Закон о водоснабжении и водоотведении, а также Основы ценообразования содержат императивное правило о том, что права владения и (или) пользования муниципальными централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения могут быть переданы по договорам аренды или концессионным соглашениям, по общему правилу, заключенных по результатам конкурса. В случае истечения 5 лет с даты введения в эксплуатацию хотя бы одного объекта из состава таких систем до даты опубликования извещения о проведении конкурса - только по концессионным соглашениям.
Судом установлено, на основании постановления администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области (далее также - Администрация) от 18.03.2022 N203 "О наделении статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории Каргопольского муниципального округа", постановления Администрации от 23.08.2022 N661, ООО "Каргопольские очистные сооружения" наделено с 01.01.2022 статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение и эксплуатирующее канализационные сети на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
07.11.2022 ООО "Каргопольские очистные сооружения" обратилось в Агентство с заявлением об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения на 2023-2025 года.
В материалы административного дела в качестве подтверждения законных оснований владения ООО "Каргопольские очистные сооружения" имуществом, используемым в регулируемой деятельности, Обществом и Администрацией представлены договоры аренды недвижимого имущества от 10.01.2022, от 01.03.2022 и от 26.10.2022, заключенные между администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области и ООО "Каргопольские очистные сооружения".
Из договора аренды недвижимого имущества от 10.01.2022 следует, что он заключен на срок с 01.01.2022 по 30.11.2022 в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в г.Каргополе, а именно канализационные очистные сооружения на 700 м?/час с кадастровым номером N с технологически связанными с ними сооружениями водоотведения (24 наименования по порядку). В число таких сооружений водоотведения вошли объекты (10 объектов), введенные в эксплуатацию в период с 1967 по 1981 годы (главный коллектор сети с разводящими сетями, кадастровый номер N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства 1980, здание хлораторной станции кадастровый номер N год завершения строительства 1967, канализационная насосная станция N3 кадастровый номер N год завершения строительства 1967, канализационная насосная станция N2 кадастровый номер N год завершения строительства 1967, канализационная насосная станция N1 кадастровый номер N год завершения строительства 1987, здание канализационной насосной станции кадастровый номер N год ввода в эксплуатацию по завершении строительства 1980, здание канализационной насосной станции кадастровый номер N год завершения строительства 1981, накопитель сточных вод кадастровый номер N год завершения строительства 1971, канализационные сети чугунные кадастровый номер N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства 1978, канализационная насосная станция кадастровый номер N год завершения строительства 1981.
Согласно договору от 01.03.2022, заключенному на срок с 01.01.2022 по 30.11.2022, Администрация предоставляет Обществу во временное владение и пользование:
- сооружение (канализационный коллектор), с кадастровым номером N, протяженностью 1 256 м, наружные сети водоотведения (канализация напорная);
- сооружение (канализационный коллектор), с кадастровым номером N, протяженностью 689 м;
- канализационную насосную станцию, с кадастровым номером N, площадью 12, 3 кв.м.
В пункте 1.2 договора от 01.03.2022 указано, что вышеперечисленные объекты технологически связаны с объектом водоотведения - канализационными очистными сооружениями на 700 куб.м/час, с кадастровым номером N, площадью 295, 7 кв.м, расположенным по адресу: "адрес"
Согласно договору от 26.10.2022, заключенному на срок с 01.12.2022 по 31.08.2026, Администрация предоставляет Обществу во временное владение и пользование канализационные очистные сооружения на 700 куб.м/час, с кадастровым номером N, площадью 295, 7 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", с технологически связанными с ними сооружениями водоотведения.
По акту приема-передачи от 26.10.2022 Администрация передала, а Общество приняло в аренду канализационные очистные сооружения на 700 куб. м/час, с кадастровым номером N, площадью 295, 7 кв.м, расположенные по адресу: "адрес" со следующими сооружениями:
1) главный коллектор сети с разводящими сетями, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 1980;
2) здание хлораторной станции, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1967;
3) канализационная насосная станция N3, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1967;
4) канализационная насосная станция N2, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1967;
5) канализационная насосная станция N1, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1987;
6) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 1980;
7) здание канализационной насосной станции, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1981;
8) накопитель сточных вод, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1971;
9) канализационные сети чугунные, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 1978;
10) наружные сети канализации к зданию школы искусств в г.Каргополе, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по
завершении строительства - 2018;
11) наружные сети водоотведения, кадастровый номер N год завершения строительства 2018;
12) сеть канализации, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2019;
13) канализационная насосная станция, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 1981;
14) сети канализации, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2012;
15) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером N, год завершения строительства - 2020;
16) наружные сети водоотведения (канализация самотечная), с кадастровым номером N, год завершения строительства - 2020;
17) наружные сети водоотведения (канализация напорная), с кадастровым номером N, год завершения строительства - 2020;
18) канализационная насосная станция, с кадастровым номером N, год завершения строительства - 2020;
19) главный коллектор (напорный участок канализации), с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
20) главный коллектор (самотечный участок канализации), с кадастровым
номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
21) канализационная насосная станция, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
22) главный коллектор (напорный участок), с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
23) канализационные очистные сооружения на 700 куб.м/сутки (трубопровод очищенных стоков), с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
24) резервуар для воды, сооружение с кадастровым номером
N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства -2021;
25) бытовая канализация, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2022;
26) бытовая канализация, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2022;
27) сооружение, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
28) сооружение, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021;
29) канализационная насосная станция, с кадастровым номером N, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2021.
Из представленных договоров и актов к ним следует, что переданные в пользование объекты вводились в эксплуатацию начиная с 1967 года, следовательно, срок между вводом объекта в эксплуатацию и заключением договоров превышает 5 лет, в связи с чем в силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача указанных объектов коммерческой организации могла быть осуществлена только по концессионному соглашению в установленном главой 4 Закона о концессионных соглашениях порядке.
Сведения и доказательства о передаче регулируемой организацией данного муниципального имущества, путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении не представлены.
Не представлены доказательства того, что объекты, передаваемые в аренду, исключены из круга объектов концессионного соглашения применительно к правилам части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Со своей стороны Агентство 27.01.2023 направляло в Управление ФАС России по Архангельской области письмо о проведении проверки предоставленного Обществом договора аренды от 26.10.2022 на предмет соответствия нормам законодательства, а также Федеральному закону от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральному закону от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно письму УФАС России по Архангельской области от 27.04.2023 в адрес Администрации вынесено предупреждение N50п-2023 от 27.04.2023 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закону от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" и предписано в срок до 17.11.2023 обеспечить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг водоотведения, предоставленного ООО "Каргопольские очистные сооружения" на условиях договора аренды недвижимого имущества от 26.10.2022.
Доказательства исполнения требований УФАС России по Архангельской области от 27.04.2023 материалы дела не содержат.
Между тем суд первой инстанции проанализировал представленные копии договоров Администрацией и Обществом от 10.01.2022 и исходил из того, что предметом договора являются инженерные сооружения, то есть объекты водоотведения (канализационные очистные сооружения, канализационная насосная станция, резервуар для воды), а не сеть(ти) инженерно-технического обеспечения (части таких сетей), что также следует из приложения к акту приема-передачи. Согласно договору аренды недвижимого имущества от 26.10.2022 и акту приема-передачи имущества, приложению N1 к нему имущество, переданное по договору от 10.01.2022, идентично имуществу, переданному по договору от 26.10.2022 со сроком действия с 26.10.2022 установлен с 01.12.2022 по 31.08.2026.
Суд правильно исходил из того, что сам факт включения в перечень имущества, в отношении которого передаются права владения по договору аренды, объектов, которые могли быть отнесены к сетям инженерно-технического обеспечения (трубопровод, наружные сети канализации, проч.), не опровергает факта передачи прав, в том числе и на объекты водоотведения, которые могли быть переданы только путем заключения концессионного соглашения. Отдельного договора аренды в отношении сети(ей) инженерно-технического обеспечения (части таких сетей) не заключалось.
Кроме этого, 22.09.2023 решением Арбитражного суда Архангельской области по делу NА05-7695/2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2023 удовлетворен иск прокурора Архангельской области к Администрации и Обществу, договоры аренды недвижимого имущества от 10.01.2022, от 01.03.2022 и от 26.10.2022, заключенные между Администрацией и Обществом, признаны недействительными. Применены последствия недействительности, на ООО "Каргопольские очистные сооружения" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу возвратить администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области полученные по договору аренды от 26.10.2022 объекты недвижимости.
Арбитражными судами аналогично установлено, что спорные договоры аренды недвижимого имущества от 10.01.2022, от 01.03.2022 и от 26.10.2022 заключены с нарушением части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, поскольку передача спорного имущества осуществлена не по концессионному соглашению, а по договору аренды; доказательства соблюдения сторонами договора процедуры, установленной законом для передачи имущества жилищно-коммунального хозяйства, не представлены; в силу того, что изначально имущество подлежало передаче по концессионному соглашению, порядок которого регламентируется Законом о концессионных соглашениях, то заключение договора аренды от 26.10.2022 не могло обосновываться Законом N135-ФЗ "О защите о конкуренции".
Обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда, в силу части 2 статьи 64 КАС РФ, имеют преюдициальное значение по данному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего дела.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, и подтверждено приведенными вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов, отсутствие у Общества законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности.
Доводы жалобы административного ответчика об отсутствии у тарифного органа полномочий по проверке законности соответствующих договоров основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм закона, поскольку тарифы подлежат установлению в отношении регулируемых организаций, то есть организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами, эксплуатируемыми для осуществления регулируемой деятельности.
Между тем судом также установлено, что Обществом документы, с соблюдением пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, подтверждающие права владения объектами водоотведения на дату принятия нормативного правового акта, не представлено.
Так, договор аренды недвижимого имущества от 10.01.2022, срок действия которого ограничен 30.11.2022, в материалах тарифного дела отсутствует, а договор аренды недвижимого имущества от 26.10.2022 с актом приема-передачи без даты, поступил в Агентство - 26.12.2022, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта, что также установлено вступившим в законную силу решением Архангельского областного суда от 29.03.2023 N3а-47/2023.
Сам по себе формальный статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения, в отсутствие использования на законных основаниях имущества, необходимого для осуществления регулируемой деятельности, не образует той совокупности обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает необходимость установления тарифов.
Поскольку законных оснований владения имуществом, используемым в регулируемой деятельности, у ООО "Каргопольские очистные сооружения" не имелось, то у Агентства не имелось оснований для утверждения производственной программы, установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, тарифов на услуги водоотведения Обществу, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в проверяемой судом части требований по существу, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем подлежит признанию недействующим в этой части.
Приведенные доводы в апелляционных жалобах выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора и основаны на ином толковании применительно к ним положений законодательства, которые не опровергают выводы суда первой инстанции в части требований, которые суд обоснованно рассмотрел в раках данного спора по существу.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Архангельского областного суда от 27 июня 2023 года в части требований о признании недействующим пункта 3 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 года N92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области", в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 год на период с 1 января по 31 декабря в размере 151, 56 руб./куб.м (Приложение N3), отменить.
Производство по административному делу в отмененной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы агентства по тарифам и ценам Архангельской области, ООО "Каргопольские очистные сооружения", администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.