Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Артемовского городского суда Приморского края от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Артемовского городского округа Приморского края о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к администрации Артемовского городского округа Приморского края (далее - Администрация), в котором просила признать незаконным решение административного ответчика от 29 октября 2021 года N У-01-7594/14 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 18 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
5 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Артемовский городской суд Приморского края 2 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права, а также о принятии по делу нового решения.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
ФИО1 и представитель Администрации, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Артемовского городского суда Приморского края от 18 марта 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан - в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее - Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ), определён перечень категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края и имеющих право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства (по выбору граждан), к числу которых отнесены ветераны труда.
Граждане, относящиеся к одной из категорий, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подают заявление о постановке на учёт в орган местного самоуправления, осуществляющий учёт граждан, по месту постоянного проживания непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; решение о постановке гражданина на учёт или об отказе в постановке на учёт принимается органом местного самоуправления, осуществляющим учёт граждан, в течение 30 дней со дня подачи заявления и не позднее пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (части 2 и 5 статьи 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10, статьёй 11 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ постановлением Администрации от 22 мая 2020 года N 1374-па как ветеран труда поставлена на учёт в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Распоряжением управления архитектуры и градостроительства Администрации от 14 декабря 2020 года N 125-ра утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласован для предоставления бесплатно в собственность ФИО1 земельный участок площадью 1800 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", в районе "адрес", из земель населённых пунктов в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1) для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (при условии получения разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка).
31 августа 2021 года управлением архитектуры и градостроительства Администрации принято распоряжение N 484-рз о внесении изменений в распоряжение управления архитектуры и градостроительства Администрации от 14 декабря 2020 года N 125-ра, согласно которым слова "в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж 1)" заменены на "в границах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами сельских населённых пунктов (Ж 5)", а также из текста распоряжения исключены слова "(при условии получения разрешения на условно разрешённый вид использования)".
Земельный участок площадью 1800 кв. м, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", относящийся к категории земель: земли населённых пунктов, имеющий вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), поставлен на кадастровый учёт 5 октября 2021 года с присвоением кадастрового номера N.
7 октября 2021 года в Администрацию поступило заявление ФИО1 о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером N в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в порядке пункта 2 части 1 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
Письмом от 29 октября 2021 года за исходящим N У-01-7594/14 Администрация отказала в предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно, поскольку ранее административный истец уже получал в собственность бесплатно земельный участок площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", тогда как повторное предоставление в собственность бесплатно земельного участка не допускается (пункт 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ).
По делу также установлено, что постановлением главы Администрации от 18 марта 1994 года N 151 ФИО1 передавался бесплатно в собственность земельный участок площадью 1500 кв. м к 1/2 домовладения по "адрес"; данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт 18 марта 1994 года (кадастровый N), относился к категории земель: земли населённых пунктов, имел вид разрешённого использования: блокированная жилая застройка; право собственности административного истца на указанный объект недвижимости было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 12 декабря 2008 года (регистрационный N).
Позже, в 2017 году административный истец разделил земельный участок с кадастровым номером N на два земельных участка: с кадастровым номером N площадью 323 кв. м и с кадастровым номером N площадью 1177 кв. м.
В порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, государственная собственность на которые не разграничена, ДД.ММ.ГГГГ был образован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером N, имеющий площадь 1476 кв. м и вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Артемовский городской суд Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ), Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства" (далее - Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1), Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что, поскольку ФИО1 уже получала бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером N, Администрация правомерно отказала ей в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N в связи с тем, что такое бесплатное предоставление являлось бы повторным, что невозможно исходя из содержания положений Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведёнными выводами нижестоящих судов, поскольку они основаны на верном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и на правильном применении норм материального права.
Статья 1 Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4196-1, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривала передачу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, посёлках и сельской местности в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам, состоящим на учёте, в собственность бесплатно, а также об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, установленным частью 8 статьи 39.15, статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а также при наличии одного из следующих оснований: гражданин не относится к категории, указанной в части 1 статьи 10 настоящего Закона; гражданин не состоит на учёте в соответствии со статьёй 11 или статьёй 11.1 настоящего Закона; гражданином не соблюдено условие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ.
В свою очередь, пунктом 2 части 4 статьи 10 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия Администрацией оспариваемого решения) было предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется при соблюдении следующих условий: гражданин состоит на учёте в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно; гражданину ранее земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не предоставлялся в собственность бесплатно в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ, Законом Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в Приморском крае", Законом Приморского края от 27 сентября 2013 года N 250-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края".
Из приведённых норм в их системном толковании следует, что граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, один раз независимо от основания и времени предоставления им соответствующего земельного участка.
В данном случае, как верно указали суды, реализация ФИО1 права на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свидетельствует об отсутствии у Администрации обязанности повторного предоставления административному истцу в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае приведённой совокупности условий при рассмотрении административного дела не установлено.
Доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, этим доводам уже была дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных актах.
Само по себе несогласие ФИО1 с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не означают, что при рассмотрении дела была допущена судебная ошибка.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 18 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.