Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Артемовского городского округа на решение Артемовского городского суда Приморского края от 28 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Съемщиковой Ирины Сергеевны к администрации Артемовского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения Воронкиной (Съемщиковой) И.С. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Съемщикова И.С. обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением, просила признать незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа в связи с непредоставлением ей жилого помещения, а также возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность предоставить Съемщиковой И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 28 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непредоставлении жилого помещения. На администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Съемщиковой И.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Артемовского городского округа, отвечающее санитарным и технически правилам и нормам.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации Артемовского городского округа, поданная через Артемовский городской суд Приморского края 5 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. В Артемовском городском округе формирование муниципального специализированного жилищного фонда возможно только посредством приобретения жилых помещений в соответствии с Федеральным законом 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Несмотря на имеющиеся объективные сложности в подборе жилых помещений, администрацией округа ведется активная работа по исполнению возложенных обязанностей и обеспечению жильем "данные изъяты". Судами не учтено, что Съемщикова И.С. с 2016 года состоит в сводном списке и будет обеспечена жилым помещением в соответствии с очередностью. Предоставление административному истцу жилого помещения вне очереди, повлечет нарушение прав лиц, обладающих аналогичным правом и состоящих в очереди. При этом с 2016 года могли претерпеть изменения юридически значимые обстоятельства, дающие право административному истцу на обеспечение жилым помещением. При рассмотрении дела судами не установлено, а Съемщиковой И.С. не представлено доказательств наличия у нее такого права. Судами оценивались доказательства по состоянию на 2016 год.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года кассационная жалоба представителя администрации Артемовского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 26 декабря 2016 года на основании распоряжения администрации Приморского края N 639-ра Съемщикова И.С. включена в сводный список "данные изъяты" на обеспечение жилым помещением, однако, на день обращения в суд с административным исковым заявлением (24 января 2023 года) жилым помещением не обеспечена.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что Съемщикова И.С. относится к категории лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, в связи с чем пришел к выводу о том, что она подлежит обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Артемовского городского суда Приморского края от 28 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.