Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Апсолихова Рията Рафаиловича к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения Апсолихова Р.Р, представителя Апсолихова Р.Р. - Ушницкой З.М. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Апсолихов Р.Р. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ Окружной администрации города Якутска от 16 марта 2023 года N 1019-ДИЗО/2023 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" "адрес" "адрес"; обязать Окружную администрацию города Якутска произвести действия по предоставлению в собственность вышеуказанного участка.
Определениями Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2023 года, от 26 апреля 2023 года к участию в дела в качестве административного соответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска; в качестве заинтересованного лица - Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года, административные исковые требования Апсолихова Р.Р. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 16 марта 2023 года N 1019-ДИЗО/2023 в предоставлении в собственность Апсолихова Рията Рафаиловича без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N с целью использования под индивидуальный жилой дом. На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Апсолихова Рията Рафаиловича от 2 февраля 2023 года вх.N 864-ДИЗО/23 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N под индивидуальный жилой дом.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 28 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), то есть часть запрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования. Исходя из содержания понятия территории общего пользования, указанного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных нужд и интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ. Таким образом, у Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска имелись основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, решение принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, порядок принятия решения не нарушен.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года кассационная жалоба представителя Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административных ответчиков; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца и его представителя, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.
Так, в числе прочих самостоятельным основанием для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц является отнесение такого участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, в связи с чем его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в публичной собственности, отнесены участки, предназначенные для эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ и пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из содержания приведенного выше понятия территории общего пользования и, учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проекта планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Документация по планировке территории, включая проект красных линий, утвержденный отдельным документом, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 17 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2022 года признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: "адрес" "адрес"; на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов Апсолихова Р.Р. путем осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на указанное здание.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2020 года удовлетворен административный иск Апсолихова Р.Р. к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска, Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. При этом судом установлено, что данный земельный участок под индивидуальное жилищное строительство был предоставлен Апсолихову Р.Р. уже с 1999 году, а установление территориальной зоны ранее ОД-3А и в настоящее время Ж-6.2, а также установление квартальной красной линии в 2013 году было сделано уже после возникновения у административного истца права на указанный земельный участок и в период фактического использования им этого земельного участка под индивидуальный жилой дом. Доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, не имеется, при этом сроки резервирования и изъятия земельного участка неизвестны, муниципальный контракт не заключен.
Из имеющихся в материалах настоящего административного дела доказательств следует, что спорный земельный участок отнесён к категории земель: земли населённых пунктов с видом разрешённого использования под индивидуальный жилой дом, расположен в "зоне санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения"; на территории 2 и 3 зон санитарной охраны источника водозабора запрещается: размещение складов ГСМ, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и др. объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод; закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твёрдых отходов и разработка недр земли.
Согласно акту обследования земельного участка в рамках межведомственного взаимодействия от 16 февраля 2023 N 357 Управы автодорожного округа МКУ ГО "город Якутск" земельный участок, используемый Апсолиховым Р.Р, имеет целевое назначение: под индивидуальный жилой дом, освоен, построен одноэтажный жилой дом, земельный участок огорожен, проезд имеется, возможен под использование под испрашиваемый вид использования.
Апсолихов Р.Р, являясь собственником жилого дома и арендатором земельного участка под домом с кадастровым номером N по адресу: "адрес" "адрес", 2 февраля 2023 года обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, в чем ему было отказано ответом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 16 марта 2023 года Департаментом на том основании, что земельный участок не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красные линии), т.е. часть земельного участка расположено на территории общего пользования.
Полагая, что оспариваемым отказом нарушены его права и законные интересы, поскольку указанные красные линии являются проектными, тогда как согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок и жилой дом отсутствуют ограничения и обременения, Апсолихов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административное исковое заявление Апсолихова Р.Р, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая положения пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, согласно которому исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, исходил из того, что изменения, связанные с планируемыми объектами общего пользования, не должны ограничивать права и законные интересы законного владельца земельного участка и ухудшать его положение по сравнению с условиями, существовавшими на момент предоставления ему данного земельного участка (1999 год), при этом доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, не имеется, сроки резервирования и изъятия земельного участка неизвестны, муниципальный контракт не заключён.
Кассационный суд с выводами судов соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Суды правильно определили характер правоотношений, возникших между сторонами по административному делу, и применили нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, а также верно установили юридически значимые обстоятельства по делу и надлежащим образом оценили имеющиеся доказательства.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию Окружной администрации города Якутска, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.