Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации городского округа "город Якутск" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Якутска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие Окружной администрации городского округа "город Якутск" по паспортизации автомобильных дорог по ул.Луговая, с.Хатассы; обязать Окружную администрацию городского округа "город Якутск" в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения и изготовить указанные технические паспорта.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Окружной администрации городского округа "город Якутск" по паспортизации автомобильных дорог по ул.Луговая, с.Хатассы с кадастровым номером N протяженностью 250 кв.км (согласно выписке ЕГРН от 8 июня 2023 года N КУВИ-001/2023-133441680). На Окружную администрацию городского округа "город Якутск" возложена обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения и изготовить указанные технические паспорта.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 2 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права. Судами не принят во внимание факт несоблюдения прокуратурой требований пунктов 3, 4 статьи 21 Закона о прокуратуре, что повлекло нарушение прав административного ответчика и служит основанием для признания итогов проверки недействительной. Судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствии представителя Окружной администрации города Якутска, не извещенного надлежащим образом. Судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, так как до подачи административного искового заявления прокурора города Якутска Окружной администрацией города Якутска были приняты необходимые меры по паспортизации автомобильных дорог. Судом апелляционной инстанции нарушен порядок оценки документов.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года кассационная жалоба представителя Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 17 названного Закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1).
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3).
Из подпункта 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года N 402, следует, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Отношения по паспортизации автомобильных дорог регулируются Межгосударственным стандартом ГОСТ 33388-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 года N 1004-ст (далее - ГОСТ 33388-2015).
Под паспортизацией автомобильных дорог понимается учет автомобильных дорог и искусственных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных; техническим паспортом автомобильной дороги является ежегодно обновляемый технический документ, содержащий данные о технических и эксплуатационных характеристиках автомобильной дороги, полученные в результате проведения технического учета, то есть систематического сбора таких данных (пункты 3.8, 3.9, 3.10, 9.1 ГОСТ 33388-2015).
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части (пункт 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
Различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Повторный технический учет проводится на существующих дорогах, имеющих паспорта, но содержащих сведения не в полном объеме (пункт 4.2.3 ГОСТ 33388-2015).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, прокуратурой г.Якутска проведена проверка исполнения федерального законодательства о дорожной деятельности, организации и безопасности дорожного движения на дорогах местного значения г.Якутска, в результате которой установлено, что автомобильная дорога по ул.Луговая в с.Хатассы, не имеет паспорта, выполненного в соответствии с требованиями "ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации".
Разрешая заявленные требования, суды, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из того, что в отношении автомобильной дороги местного значения по ул.Луговая в с.Хатассы отсутствует технический паспорт, соответствующий требованиям ГОСТ 33388-2015; имеющийся технический паспорт на дорогу 2017 года требованиям стандарта не соответствует, поскольку в нем отсутствуют раздел "техническая характеристика"; представленная копия технического паспорта датирована 2017 годом и не обновлялась ежегодно; паспорт изготовлен МКУ "Кадастровое бюро" ГО "город Якутск", которое не является специализированной организацией в области технического учёта и паспортизации автомобильных дорог.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств не допущены, в материалах дела отсутствуют документы, оформленные по результатам проведенной прокуратурой в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" проверки. Процессуальные требования о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела судом первой инстанции в отношении административного ответчика соблюдены.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.