Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Петропавловска-Камчатского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Царевой М.Г. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г.Петропавловска-Камчатского, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с административным исковым заявлением, просил признать распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 октября 2020 года N 170-р незаконным в части установления срока отселения жильцов многоквартирного "адрес" в г.Петропавловске-Камчатском и возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в распоряжение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 октября 2020 года N 170-р, установив разумный срок отселения жильцов многоквартирного "адрес" в г.Петропавловске-Камчатском, не превышающий 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 19 января 2023 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа, в качестве заинтересованных лиц: Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Государственная жилищная инспекция Камчатского края.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 мая 2023 года, административное исковое заявление заместителя прокурора г.Петропавловска-Камчатского удовлетворено. Признан незаконным пункт 2.2 распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 2 октября 2020 года N 170-р об установлении срока принятия мер к расторжению договоров социального найма и отселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам социального найма многоквартирного "адрес" в г.Петропавловске-Камчатском. На администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 2.2 распоряжения от 2 октября 2020 года N 170-р в части установления разумного срока, не превышающего трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к расторжению договоров социального найма и отселению жильцов многоквартирного "адрес" в г.Петропавловске-Камчатском.
12 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, поданная через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 27 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами не принято во внимание, что жилой "адрес" в г.Петропавловске-Камчатском состоит из квартир коммунального типа, часть из которых входит в состав муниципального жилищного фонда, а часть принадлежит на праве собственности гражданам, в связи с чем принятие решения о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу с изданием соответствующего распоряжения относится к компетенции органа местного самоуправления. Судами же, в нарушение требований действующего законодательства, установлен новый срок отселения. При этом, изъятие сформированного земельного участка, принадлежащего собственникам жилых помещений на праве общей долевой собственности, является обязательным условием при расселении многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и предшествует изъятию жилого помещения. Судами не принято во внимание, что расселение спорного жилого дома будет осуществляться в рамках четвертого этапа Региональной программы, а внеочередное расселение жильцов дома послужит нарушением жилищных прав граждан, проживающих в домах, признанных аварийными ранее указанного дома. Судами не установлено, каким образом будут восстановлены жилищные права лиц при удовлетворении административного искового заявления. Круг лиц, в защиту прав которых выступает административный истец, является определенным.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года кассационная жалоба представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Царевой М.Г, изучив письменные возражения на кассационную жалобу прокурора Камчатского края, участвующего в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение).
В соответствии с п.7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Пунктом 49 Положения установлено, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.
Из приведенных правовых норм следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Между тем, сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, двухэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" построен в 1955 году, состоит из 8 квартир коммунального типа, из которых 11 жилых помещений включены в реестр муниципального имущества.
Согласно заключению ООО "АктивПроект" N 00611/17/4-ТО общий физический износ здания на момент обследования в сентябре 2017 года составлял 66%, общее техническое состояние здания, в том числе несущих стен и конструкций деревянных перекрытий, оценивалось как аварийное, выявлена опасность обрушения чердачного перекрытия вследствие превышения нормативной влажности; дефицит сейсмостойкости составил 3 балла, физический износ фундаментов составил 50%, проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно. В связи с наличием угрозы внезапного обрушения конструктивных элементов здания, представляющей опасность для жизни и здоровья пребывающих в нем людей, рекомендовано выполнить расселение жильцов дома и демонтаж конструкции здания. Многоквартирный дом не соответствует требованиям строительных, санитарных, гигиенических норм и правил (СП, СанПиН), национальным стандартам (ГОСТ), действующему законодательству Российской Федерации и не пригоден для нормальной и безопасной эксплуатации, сейсмостойкость оценивается в 6, 0 баллов.
2 октября 2020 года распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от N 170-р многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа возложена обязанность в срок до 1 декабря 2020 года направить собственникам жилых помещений требование о сносе дома; в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда спорного дома и отселить граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам социального найма, в другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
По результатам проведенной 29 ноября 2022 года прокуратурой г.Петропавловска-Камчатского проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что на поверхности стен дома наблюдается разрушение штукатурного слоя, выветривание швов, выбоины, трещины, сколы краев блоков, зафиксировано повреждение чердачного перекрытия вследствие систематического замачивания, прогиб потолочной поверхности; пребывание людей в здании опасно для жизни в связи с возможностью внезапного обрушения чердачного перекрытия.
Полагая срок отселения жильцов из аварийного дома, установленный распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от N 170-р от 2 октября 2020 года, неразумным, учитывая, что дальнейшая эксплуатация здания несет в себе опасность и угрозу жизни и здоровью проживающих в нем людей, существует реальная угроза внезапного обрушения элементов здания, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, установив на основании представленных доказательств, что состояние признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан, пришел к выводу о том, что срок отселения граждан из аварийного дома, указанный в распоряжении Администрации городского округа от 2 октября 2020 года N 170-р не является разумным, не соответствует интересам неопределенного круга лиц и влечет нарушение прав граждан на безопасное проживание и права на жилище.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.