Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Свободного на решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 22 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Свободного Амурской области, к администрации города Свободного о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Свободненский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц - жителей г.Свободного Амурской области, обратился в Свободненский городской суд Амурской области с административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации города Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке с координатами N N по "адрес" обязать администрацию города Свободного провести работы по ликвидированию несанкционированной свалки на земельном участке с координатами N N по "адрес" в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 22 августа 2023 года, административные исковые требования Свободненского городского прокурора удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации города Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке с координатами N N по "адрес" в районе "адрес". На администрацию города Свободного возложена обязанность провести работы по ликвидированию несанкционированной свалки на земельном участке с координатами N по "адрес" в районе "адрес" течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
19 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации города Свободного, поданная через Свободненский городской суд Амурской области 6 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела. Представитель административного ответчика принимал участие в суде первой инстанции без оформленных надлежащим образом полномочий. Судом сделан необоснованный вывод о площади, занимаемой отходами. Судом допущена подмена деятельности органов государственной власти или местного самоуправления. Администрация города Свободного не является бюджетополучателем по коду целевых статей расходов - по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. Судами не учтено, что Управление ЖКХ является главным распорядителем средств бюджета в сфере ЖКХ, выделяемых на исполнение муниципальной программы "Охрана окружающей среды и благоустройства территории города Свободного" на мероприятие "Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов за счет экологических платежей", а также проводит государственные закупки на осуществление работ по ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории города Свободного. Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам администрации об объявлении 15 мая 2023 года аукциона на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, что свидетельствует о принимаемых конкретных действиях по ликвидации несанкционированных свалок.
Определением председателя Первого судебного состава (по рассмотрению административных дел) Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года кассационная жалоба представителя администрации города Свободного передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители администрации города Свободного; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу прокурора Амурской области, участвующего в деле, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 42 Конституции РФ, статьёй 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1, 3 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.4.13 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление ответственного за организацию такой свалки.
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 16 мая 2023 года в ходе выездной проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления Свободненской городской прокуратурой была выявлена несанкционированная свалка отходов на земельном участке с координатами N в районе "адрес".
При этом земельный участок с координатами N расположен в границах муниципального образования г.Свободный Амурской области, относится к неразграниченной государственной собственности.
Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства в совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, пришел к выводу о том, что в нарушение приведенных норм органом местного самоуправления длительное время не принимаются должные меры, направленные на ликвидацию несанкционированного места складирования отходов на территории города Свободного; неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
В нарушение требований действующего законодательства органами местного самоуправления не принимаются должные меры, направленные на ликвидацию несанкционированного места складирования бытовых отходов на территории города Свободного, не осуществляются обязанности по очистке территории муниципального образования в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также требованиями земельного законодательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Свободного - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.