Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Надеждинского района Приморского края к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - Манаевой М.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А, заинтересованного лица Красковской Е.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в Надеждинский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), и мостового сооружения расположенном в районе реки Суйфун (координаты N); возложить на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), и мостового сооружения, расположенного в районе реки Суйфун (координаты N); принять меры к обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге, мостовом сооружении.
Решением Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года административное исковое заявление прокурора Надеждинского района Приморского края удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N) и мостового сооружения, расположенного в районе реки Суйфун (координаты N). На администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), и мостового сооружения, расположенного в районе реки Суйфун (координаты N); в течение 6-ти месяцев со дня регистрации права на недвижимое имущество устранить повреждения на всем протяжении дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты 43.4417789, 131.84605131), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и привести мостовое сооружение, расположенное в районе реки Суйфун (координаты N), в соответствие с требованиями ГОСТ 33180-2014, СП46.13330.2012, СП35.13330.2011.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 августа 2023 года решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года отменено в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности в течение 6-ти месяцев со дня регистрации права на недвижимое имущество устранить повреждения на всем протяжении дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и привести мостовое сооружение, расположенное в районе реки Суйфун (координаты N), в соответствие с требованиями ГОСТ 33180-2014, СП46.13330.2012, СП35.13330.2011. В указанной части вынесено новое решение, которым в удовлетворении данных административных исковых требований прокурора Надеждинского района Приморского края отказано. Решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), и мостового сооружения расположенного в районе реки Суйфун (координаты N), изменено в части установления срока выполнения обязательства, установлен срок - в течение 9-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года оставлено без изменения.
19 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, поданная через Надеждинский районный суд Приморского края 13 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами не принято во внимание, что требования ГОСТ Р 50597-2017 предъявляются к конструкциям автомобильных дорог, которых фактически на обследуемом объекте нет. Привести обследуемый объект в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 в его существующем качественном состоянии не представляется возможным, так как потребуется построить новую автомобильную дорогу на территории обследуемого объекта, в том числе реконструировать мостовые сооружения, проходящие через водные объекты. Административным исковым заявлением прокурор фактически понуждает администрацию к строительству нового объекта дорожного хозяйства, целесообразность существования которого крайне сомнительна. Вместе с тем, Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что при осуществлении прокурорского надзора не допускается необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий, организаций, органов местного самоуправления, то есть прокуратура своими полномочиями не должна создавать препятствия для осуществления указанными субъектами права своих полномочий, установленных федеральными законами. Понуждение администрации Надеждинского муниципального района к фактическому строительству автомобильной дороги вдоль реки Суйфун, является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе, в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.
Судами не принято во внимание, что земельные участки третьего лица - Красковской Е.А. с кадастровыми номерами N являются земельными участками из состава земель категории сельскохозяйственного назначения, образованы из состава паевых (пашня и сенокосы) земель совхоза "Надеждинский" (выделен из состава земельного участка N), что подтверждает обоснованность позиции администрации в части отсутствия обязанности органа местного самоуправления принимать на учет как бесхозяйное имущество и содержать проезд к земельным участкам сельскохозяйственного назначения вне границ населенного пункта. В отсутствие доказательств существования автомобильной дороги, как объекта транспортной инфраструктуры, равно как, и доказательств отсутствия у данного участка дороги владельца (иного, чем орган местного самоуправления), фактическое использование спорного участка в названном качестве само по себе не может являться достаточным основанием к понуждению органа местного самоуправления по постановке его на учет с целью последующего принятия в муниципальную собственность для содержания.
Определением председателя Первого судебного состава (по рассмотрению административных дел) Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года кассационная жалоба представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу прокурора Приморского края, участвующего в деле, выслушав объяснения представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края, прокурора, заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу требований пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края автомобильная дорога, расположенная в районе реки Суйфун (координаты N) и соединяющая более 50-ти земельных участков с различными видами разрешенного использования, на кадастровый учет не постановлена, ее границы не определены, право муниципальной собственности на указанную дорогу не оформлено (нарушение приказа Минтранса России от 20 мая 2009 года N 80), технический паспорт отсутствует (нарушение п. 4.2.1, 4.2.2 ГОСТ 33388-2015); мостовое сооружение, расположенное в районе реки Суйфун (координаты N), также является бесхозяйным, право муниципальной собственности на указанное мостовое сооружение не оформлено, соответствующие меры к его оформлению не приняты. Кроме того, дорога и мостовое сооружение находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 25766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.
В ответ на представление прокуратуры Надеждинского района Приморского края от 14 июля 2022 года администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края 22 августа 2022 года сообщено, что дорогой, ведущей к определенному количеству земельных участков в районе реки Суйфун, пользуются только владельцы указанных участков для собственных нужд, в связи с чем указанный подъездной путь не является дорогой общего пользования и по своим критериям не может относиться к дороге общего пользования местного значения.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, исходя из того, что автомобильная дорога относится к собственности Надеждинского муниципального района Приморского края в силу прямого указания закона, вместе с тем администрация района, являясь органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества дороги и мостового сооружения, расположенных в районе реки Суйфун (координаты N), должного контроля за содержанием указанной дороги и мостового сооружения, в том числе постановку на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, не осуществляет.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации по непринятию мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества, поскольку спорная автомобильная дорога, а также сооружение (мост), относятся к недвижимому имуществу, представляют собой единый объект, прочно связанный с землей, длительное время использовались для движения автомобильного транспорта, расположены в границах муниципального образования Надеждинского муниципального района Приморского края; при этом их собственник неизвестен, надлежащий контроль за эксплуатацией и техническим обслуживанием данного имущества отсутствует, что может повлечь возникновение аварийной ситуации.
Отменяя решение Надеждинского районного суда Приморского края и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Надеждинского района Приморского края в части возложения на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности в течение 6-ти месяцев со дня регистрации права на недвижимое имущество устранить повреждения на всем протяжении дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и привести мостовое сооружение, расположенное в районе реки Суйфун (координаты N), в соответствие с требованиями ГОСТ 33180-2014, СП46.13330.2012, СП35.13330.2011, апелляционный суд сослался на преждевременность заявленных требований.
Изменяя решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года в части установления девятимесячного срока выполнения обязательств, апелляционный суд пришел к выводу о том, что при возложении на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги, расположенной в районе реки Суйфун (координаты N), и мостового сооружения, расположенного в районе реки Суйфун (координаты N), судом первой инстанции не учтен порядок постановки бесхозяйного имущества на учет и процедура его принятия.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 30 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.