Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А, судей Кудриной Я.Г, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на решение Спасского районного суда Приморского края от 30 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Спасска-Дальнего Приморского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, администрации Спасского муниципального района Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Спасска-Дальнего Приморского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Спасский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие администрации Чкаловского сельского поселения, выразившееся в неисполнении государственных полномочий в сфере проведения мероприятий, направленных на признание расположенного в границах муниципального образования Сунгачинского канала в качестве бесхозяйного имущества; возложить на администрацию Чкаловского сельского поселения обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением установленного образца о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества - Сунгачинского канала с приложением документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 года N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направленных или представляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости".
Решением Спасского районного суда Приморского края от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления прокурора г.Спасска-Дальнего Приморского края отказано.
19 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Приморского края, поданное через Спасский районный суд Приморского края 13 октября 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права. Судами не принято во внимание, что в случае отсутствия сведений об объекте недвижимого имущества в ЕГРН принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в установленном порядке. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке Сунгачинского канала на учет в качестве бесхозяйного имущества. Согласно материалам дела на территории поселения расположен Сунгачинский канал (водоприемник), который является отдельным и самостоятельно функционирующим линейным объектом и не входит в состав рисовой оросительной системы "Зеленодольская", техническая документация на указанный объект отсутствует. При этом право собственности на него до настоящего времени не оформлено (сведения о регистрации права в ЕГРН отсутствуют), что свидетельствует о несоответствии фактических обстоятельств дела выводам судов.
Объект по своим параметрам попадает под определение гидротехнического сооружения, вследствие чего, в силу п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, является объектом капитального строительства. В материалы дела приобщена информация без наименования, согласно которой Сунгачинский канал представляет собой "канаву" - искусственно вырытую яму, что противоречит не только исторической справке архивного отдела администрации Спасского муниципального района от 19 мая 2022 года, но и отчету о проведенной в 2016 году ФГБУ "Государственный гидрологический институт" научно-исследовательской работе "Научные исследования по изучению гидрологических особенностей водного режима озера Ханка", а также акту обследования от 15 декабря 2022 года. Постановлениями главы Спасского муниципального района от 11 августа 2023 года N 18-пг и Губернатора Приморского края от 15 августа 2023 года N 45-пг обстановка, сложившаяся на территории Спасского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера, на территории Спасского муниципального района наблюдалось подтопление территории. Наличие каналов, поставленных на баланс и приведенных в работоспособное состояние, способствовало бы снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций такого характера. Судами при принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора доводы административного искового заявления оставлены без внимания, юридическая оценка перечисленным обстоятельствам и представленным доказательствам судом не дана.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2023 года кассационное представление прокурора Приморского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители администрации Чкаловского сельского поселения Спасского муниципального района Приморского края, администрации Спасского муниципального района Приморского края; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой г.Спасска-Дальнего проверки исполнения требований законодательства в сфере постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества установлено, что на территории поселения расположен Сунгачинский канал (водоприемник), который является отдельным и самостоятельно функционирующим линейным объектом и не входит в состав рисовой оросительной системы "Зеленодольская", техническая документация на указанный объект отсутствует. На территории поселения расположена Зеленодольская рисовая оросительная система, которая является объектом незавершённого строительства, не введенным в эксплуатацию и не переданным по результатам инвентаризации в краевую собственность. Согласно данным Дальневосточного управления Ростехнадзора Сунгачинский канал в перечне поднадзорных гидротехнических сооружений Приморского края не значится.
Полагая, что административными ответчиками допущено незаконное бездействие по непринятию мер по принятию на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества Сунгачинского канала, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что прокуратурой г.Спасска-Дальнего не представлены доказательства, достоверно подтверждающие, что Сунгачинский канал обладает самостоятельным функциональным назначением, а также подтверждающие вид спорного объекта, права на который подлежат государственной регистрации (постановка на кадастровый учет).
При этом суды исходили из того, что материалами дела не опровергнут довод административных ответчиков о том, что Сунгачинский канал является частью мелиоративной системы, факт существования Сунгачинского канала как самостоятельного объекта недвижимого имущества, подлежащего учету в качестве бесхозяйного, не нашел подтверждения.
Нижестоящие судебные инстанции также сослались на заключение заместителя министра сельского хозяйстваПриморского края о том, чтов настоящее время территория, в границах которой расположен Сунгачинский канал, находится в федеральной собственности под государственным природным биосферным заповедником "Ханкайский", а учитывая запреты на осуществление любой деятельности, противоречащей задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, утверждённым Положением о данном заповеднике, использование данного объекта в хозяйственной деятельности невозможно, как невозможно оформление спорного объекта в муниципальную собственность в силу требований пункта 1 части 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Кроме этого, План первоочередных мероприятий по снижению негативного воздействия вод озера Ханка на территории Приморского края, предусматривает закрепление Сунгачинского и Александровского каналов рисовых оросительных систем в федеральную собственность.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационного представления по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 30 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 3 мая 2023 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.