Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июня 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Приморского края, министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, поддержавшего кассационное представление, возражения представителя административного ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Кудряшовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Большекаменский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Приморского края, министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, в котором с учетом последующего уточнения заявленных требований просил признать незаконным бездействие по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения "Артем - Находка - порт Восточный" на мостовом сооружении, расположенном на км 64 км + 469 м, возложении обязанности на Правительство Приморского края через главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, - министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по организации финансирования и проведения мероприятий по разработке проектно-сметной документации по вопросу строительства нового (реконструкции) мостового сооружения, расположенного на км 64 + 469 м автомобильной дороги "Артем - Находка - порт Восточный" в срок не позднее 1 июня 2023 года, а также по финансированию и организации выполнения работ по проведению реконструкции указанного мостового сооружения в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией в срок не позднее 31 декабря 2023 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной проверки установлено, что мостовое сооружение, расположенное на км 64 + 469 м автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Артем - Находка - порт Восточный", находится в неудовлетворительном (предаварийном) состоянии, имеет опасные дефекты категории Б3, его эксплуатация представляет опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения, в связи с чем в отношении данного моста необходимо проведение капитального ремонта. Между тем проектно-сметная документация на капитальный ремонт не разработана, проведение работ не запланировано, финансирование необходимых к проведению мероприятий не предусмотрено, что свидетельствуют о незаконном бездействии административных ответчиков при осуществлении дорожной деятельности.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 9 января 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие Правительства Приморского края, министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильной дороге регионального значения "Артем - Находка - порт Восточный" на мостовом сооружении, расположенном на 64 км + 469 м указанной автомобильной дороги; на Правительство Приморского края возложена обязанность через главного распорядителя средств краевого бюджета, предусмотренных на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, - министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по организации финансирования и проведению мероприятий по разработке проектно-сметной документации по вопросу строительства нового (реконструкции) мостового сооружения, расположенного на 64 км + 469 м автомобильной дороги "Артем - Находка - порт Восточный", в срок не позднее 1 июня 2023 года, а также по финансированию и организации выполнения работ по проведению реконструкции указанного мостового сооружения в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией в срок не позднее 31 декабря 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июня 2023 года решение Шкотовского районного суда Приморского края от 9 января 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
9 октября 2023 года прокурором Приморского края подано кассационное представление, поступившее в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 25 октября 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июня 2023 года и оставлении в силе решения Шкотовского районного суда Приморского края от 9 января 2023 года.
В кассационном представлении прокурор выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что включение аварийного объекта в план программы дорожной деятельности на 2023-2027 годы не свидетельствует о проведении мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту мостового сооружения.
Административный ответчик Правительство Приморского края о месте и времени рассмотрения кассационного представления извещено своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав прокурора, представителя министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции такие нарушения допущены.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая прокурору в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, признав подтвержденным факт необходимости проведения ремонта спорного мостового сооружения, исходил из того, что распоряжением Губернатора Приморского края от 29 ноября 2022 года N 363-рг на министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края возложена обязанность разработать и утвердить план дорожной деятельности Приморского края на 2023-2027 годы, во исполнение указанного распоряжения ремонт мостового перехода на 64 км + 469 м автомобильной дороги "Артем - Находка - порт Восточный" включен в программу дорожной деятельности на 2023-2027 годы, установлены сроки производства работ - 2025 год, и с учетом данных обстоятельств пришел к выводу, что министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий принимаются необходимые меры для проведения ремонта мостового сооружения, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков.
Между тем данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи).
В соответствии с основными понятиями, содержащимися в статье 3 названного Федерального закона, к автомобильной дороге, как объекту транспортной инфраструктуры отнесены искусственные дорожные сооружения, в том числе мосты.
В силу статьи 33 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
В порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). При этом законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм (пункт 17).
Из правовой позиции, изложенной в пункте 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что суд с учетом всех значимых обстоятельств дела может отказать в иске о признании бездействия публичного органа незаконным только в том случае, если этим органом принимаются все необходимые и достаточные меры, которые в разумные сроки приведут к достижению законной цели и восстановлению нарушенных прав.
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии незаконного бездействия со стороны административных ответчиков по приведению мостового сооружения, расположенного на участке 64 км + 469 м автомобильной дороги регионального значения "Артем - Находка - порт Восточный", в техническое состояние, соответствующее нормативным требованиям, а также требованиям безопасности дорожного движения, нельзя признать правильными. Само по себе включение спорного моста в программу дорожной деятельности, которая не утверждена исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не обеспечена соответствующим финансированием из бюджета субъекта Российской Федерации, не свидетельствует о том, что административными ответчиками совершаются действия, которые в разумные сроки приведут к восстановлению безопасности дорожного движения через мостовое сооружение.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены судебного акта, поэтому обжалуемое апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения Шкотовского районного суда Приморского края от 9 января 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июня 2023 года отменить.
Решение Шкотовского районного суда Приморского края от 9 января 2023 года оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.