Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края к Усть-Большерецкому районному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнёвой С.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
администрация Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края (далее - Администрация) обратилась в Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением к Усть-Большерецкому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - Усть-Большерецкий РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу), в котором просила признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3 от 1 февраля 2023 года об отмене постановления от 20 декабря 2022 года об окончании (прекращении) исполнительного производства N-ИП, возбужденного 7 февраля 2022 года на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного по гражданскому делу N о возложении на Администрацию обязанности организовать в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическими требованиями водоотведение, обеспечивающее очистку сточных вод, отводимых с территории Октябрьского городского поселения.
Определениями Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, в качестве заинтересованных лиц: заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3, администрация Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края.
Решением Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 13 апреля 2023 года административное исковое заявление Администрации было удовлетворено: признано незаконным постановление заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3 от 1 февраля 2023 года об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 20 декабря 2022 года N-ИП.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июля 2023 года, решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 13 апреля 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края 11 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Статьёй 360 КАС РФ, частью 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно статье 2 Федерального закона 2 октября 2007 года N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего административного дела, на основании исполнительного листа серии ФС N, выданного Усть-Большерецким районным судом Камчатского края по гражданскому делу N, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3 7 февраля 2022 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N-ИП, предметом которого является обязание Администрации в срок до 31 декабря 2015 года (определениями Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Администрации предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до 1 января 2022 года) организовать в соответствии с Вводным кодексом Российской Федерации и санитарно-эпидемиологическими требованиями водоотведение, обеспечивающее очистку сточных вод, отводимых с территории Октябрьского городского поселения.
20 декабря 2022 года заместителем начальника отделения -заместителем старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3 вынесено постановление об окончании исполнительного производства N-ИП в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
1 февраля 2023 года по результатам рассмотрения протеста заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора от 13 января 2023 года N П3-17-23, в котором указывалось, что необходимые мероприятия по обеспечению очистки сточных вод Администрацией реализованы не были, заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО3 вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства от 20 декабря 2022 года, исполнительное производство возобновлено с присвоением ему N-ИП.
Статьёй 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50) разъяснено, что окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края указал в решении, что оспариваемое постановление должностного лица подразделения службы судебных приставов от 1 февраля 2023 года является незаконным, поскольку оно не мотивировано; протест прокурора сам по себе не мог являться основанием для отмены постановления от 20 декабря 2022 года об окончании исполнительного производства; заместитель начальника отделения -заместитель старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с заявлением о разъяснении вступившего в законную силу решения суда для определения необходимых для его исполнения действий не обращался.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда, проанализировав положения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указала в апелляционном определении, что у заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу по состоянию на 20 декабря 2022 года не имелось данных, подтверждающих факт исполнения требований исполнительного документа. Представленные Администрацией в подразделение службы судебных приставов 5 декабря 2022 года копии муниципальных контрактов на ремонт ветхих и аварийных сетей водоотведения, на поставку насосов для канализационной насосной станции, не подтверждали факт исполнения вступившего в законную силу судебного акта о возложении на Администрацию обязанности по организации надлежащей очистки сточных вод, отводимых с территории Октябрьского городского поселения. По результатам рассмотрения протеста заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю обоснованно отменил преждевременно вынесенное постановление от 20 декабря 2022 года об окончании исполнительного производства N-ИП.
Соответствующие выводы суда апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемого апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как уже указывалось выше, для разрешения вопроса о возможности окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа юридическое значение имеет факт исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, и наличие достаточных и достоверных данных об этом в материалах исполнительного производства, при этом действующим законодательством на должностных лиц подразделения службы судебных приставов возложена обязанность проверить исполнение должником требований исполнительного документа.
В результате проверки, проведённой Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой, было установлено, что вступившее в законную силу решение Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 11 марта 2015 года по гражданскому делу N по состоянию на 13 января 2023 года Администрацией фактически исполнено не было, заключённые муниципальные контракты находились в стадии исполнения, установка и ввод в эксплуатацию очистных сооружений произведены не были.
В силу пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и судебными приставами.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 определено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными впункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 вправе, в том числе, опротестовывает противоречащие закону правовые акты.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальнымзаконодательствомРоссийской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33и39.1 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 3 указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 сентября 2022 года N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" прокурорам территориальных и специализированных прокуратур поручено приносить протесты на не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации постановления судебных приставов-исполнителей, ведущих исполнительное производство, заместителей начальников структурных подразделений.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Усть-Большерецкого РОСП УФССП России по Камчатскому краю по результатам рассмотрения внесённого обоснованного и мотивированного протеста заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора от 13 января 2023 года N П3-17-23 был обязан исполнить изложенное в протесте требование и отменить постановление от 20 декабря 2022 года об окончании исполнительного производства N-ИП.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанций ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного истца, не содержат, по существу они направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьёй 328 КАС РФ основания для отмены принятого по делу апелляционного определения.
В силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверяя правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, тогда как правом переоценки имеющихся в деле доказательств суд кассационной инстанции не наделён.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций верно, нарушений при применении норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Октябрьского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.