Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 03 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Корсаковского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Корсаковского городского округа, заинтересованные лица: МУП "Водоканал", департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа, о возложении обязанности произвести капитальный ремонт (замену) аварийного участка сети водоснабжения.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Корсаковский городской прокурор обратился в Корсаковский городской суд Сахалинской области с вышеназванным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования "Корсаковский городской округ" и, с учётом уточнения исковых требований, просил возложить на администрацию Корсаковского городского округа обязанность организовать проведение капитального ремонта аварийного участка водоснабжения в Корсаковском районе, а именно магистральный водопровод от Водохранилища в створе рек Узкая, талая (7 км от автодороги Корсаков-Чапаево) до Головных сооружений ул. Гвардейская, д.139, Ф350мм, Ф500мм, протяженностью 13 871 метр, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой выявлены нарушения требований действующего законодательства о водоснабжении, допущенные администрацией Корсаковского городского округа, поскольку находящийся в муниципальной собственности вышеуказанный участок сети водоснабжения имеет высокий процент износа (100 %) и находится в аварийном состоянии, однако мероприятия по его реконструкции административным ответчиком не организуются и не проводятся.
Определениями суда от 23 января 2023 года, от 08 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа".
В суде первой инстанции дела рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 19 июня 2023 года апелляционная жалоба и дело переданы для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Сахалинского областного суда в порядке административного судопроизводства.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 03 августа 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены. На администрацию Корсаковского городского округа возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта аварийного участка водоснабжения в Корсаковском районе: - магистральный водопровод от Водохранилища в створе рек Узкая, талая (7 км от автодороги Корсаков-Чапаево) до Головных сооружений ул. Гвардейская, д.139, Ф350мм, Ф500мм, протяженностью 13 871 метр в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Корсаковского городского округа, поданная через Корсаковский городской суд Сахалинской области 10 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами не дана надлежащая оценка доводам административного ответчика, что на спорном участке сети водоснабжения отсутствует временное прекращение или ограничение водоснабжения, т.е. отсутствуют доказательства аварийности данного участка, сети водоснабжения эксплуатируются в полном объёме. Кроме этого, кассатор сослался на постановление администрации Корсаковского городского округа от 15 июня 2021 года N 901 "Об утверждении актуализированной схемы водоснабжения, водоотведения Корсаковского городского округа", которым предусмотрена реконструкция системы водоснабжения, в том числе организация проведения замены аварийного участка водоснабжения в Корсаковском районе - магистральный водопровод от Водохранилища в створе рек Узкая, талая (7 км от автодороги Корсаков-Чапаево) до Головных сооружений ул. Гвардейская, д.139, Ф350мм, Ф500мм, протяженностью 13 871 метр.
Определением судьи судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года кассационная жалоба администрации Корсаковского городского округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 4 части 1 статьи 16, пункта 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1, пункта 1 части 2 статьи 3, пунктов 1, 2, 3, 4, 10 части 1 статьи 6, части 1 статьи 10, части 2 статьи 23, части 3 статьи 37 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", абзаца первого статьи 7, подпункта "г" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", установили, что в результате проведённой Корсаковской городской прокуратурой проверки выявлено неудовлетворительное состояние участка сети водоснабжения на территории Корсаковского городского округа, а именно магистрального водопровода от Водохранилища в створе рек Узкая, талая (7 км от автодороги Корсаков-Чапаево) до Головных сооружений ул. Гвардейская, д.139, Ф350мм, Ф500мм, протяженностью 13 871 метр сети водоснабжения, который находится в аварийном состоянии (износ составляет 100 %); что согласно акту технического состояния сетей водоснабжения по улице Вокзальной в городе Корсакове, утверждённому главным инженером МУП "Водоканал" Корсаковского городского округа 16 января 23 года, оборудование (сети) находятся в эксплуатации с 1977 года, фактическое состояние сети (оборудования) неудовлетворительное, необходим капитальный ремонт ветхих сетей водоснабжения; комиссионным актом осмотра участка системы водоснабжения, расположенного в Карсаковском районе - магистральный водопровод от Водохранилища в створе рек Узкая, талая (7 км от автодороги Корсаков-Чапаево) до Головных сооружений ул.
Гвардейская, д.139, Ф350мм, Ф500мм, установлена необходимость капитального ремонта трубопровода, протяженностью 13 871 метр; что участок сети водоснабжения, расположенный по указанному адресу, находится в собственности муниципального образования "Корсаковский городской округ" и закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП "Водоканал" Корсаковского городского округа, и пришли к правильному выводу о наличии незаконного бездействия органа местного самоуправления, который, осуществляя полномочия собственника муниципального имущества, не принял мер к обеспечению надлежащего состояния сети водоснабжения, что может привести к аварийным ситуациям и нарушению прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции представителем администрации Корсаковского городского округа, в том числе в кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 16, пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Понятие "решение вопросов местного значения", используемое в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, подразумевает необходимость выполнения органами местного самоуправления задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Поскольку Администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделённым статьями 41 и 43 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области, принятого решением районного Собрания муниципального образования Корсаковского района от 29 января 2009 года N 110, полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов владения, пользования и распоряжения объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, суды верно возложили на данный орган местного самоуправления обязанность организовать проведение капитального ремонта (замены) находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии участка сети водоснабжения в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы Администрации о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего технического состояния спорного участка сети водоснабжения; что административным ответчиком принимаются меры, направленные на реконструкцию сетей водоснабжения городского округа (постановлением Администрации от 15 июня 2021 года N 901 утверждена актуализированная схема водоснабжения, водоотведения Корсаковского городского округа), - не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее действующее законодательство, исследованы все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы лиц, участвующих в деле, при рассмотрении и разрешении административного дела судами правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 23 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 03 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Корсаковского городского округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.