Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Хабаровского края на решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 07 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска, департаменту муниципальной собственности администрации города Хабаровска, заинтересованные лица: МУП города Хабаровска "Тепловые сети", ООО "Васильев", ООО "Группа Компаний "Пять звезд", КГКУ "Краевой имущественный комплекс", министерство имущества Хабаровского края, об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска и, с учётом уточнения исковых требований, просил признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска по не постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества: - теплофикационного колодца ТК 01.63, расположенного на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске; - участка тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.61 (вблизи дома N 10 по улице Суворова в городе Хабаровске) до теплофикационного колодца ТК 01.63 (вблизи домов NN6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске); - участка тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.63 до здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подать в уполномоченный орган заявление по установленной форме о постановке на учёт вышеназванных бесхозяйных недвижимых объектов, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки информации из Единой дежурно-диспетчерской службы города Хабаровска от 30 мая 2022 года об отключении от коммунальной услуги горячего водоснабжения, в том числе многоквартирного жилого дома N 6 по улице Суворова в городе Хабаровске, выявлено отсутствие собственника (правообладателя) теплофикационного колодца ТК 01.63, расположенного на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске и участка теплосети к нему, что нарушает права неопределённого круга лица, в том числе жителей многоквартирного жилого дома N 6 по улице Суворова в городе Хабаровске.
Определениями суда от 11 марта 2022 года, от 01 апреля 2022 года, от 25 апреля 2022 года и от 20 июля 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечён департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - ДМС администрации города Хабаровска), в качестве заинтересованных лиц - ООО "Васильев", ООО "Группа компаний "Пять звезд", министерство имущества Хабаровского края, КГУП "Краевой имущественный комплекс", МУП города Хабаровска "Тепловые сети".
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 07 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска прокурора отказано.
25 октября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Хабаровского края, поданное через Индустриальный районный суд города Хабаровска 29 сентября 2023 года (сдано в организацию почтовой связи), в котором ставиться вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, судами сделан необоснованный вывод об отсутствии у спорных объектов недвижимости признаков бесхозяйного имущества. ООО "Васильев" является собственником здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске и не является собственником теплового колодца и теплосети к данному колодцу. При этом, спорный колодец и тепловая сеть обеспечивают горячим водоснабжением многоквартирный жилой дом, что находится в компетенции органа местного самоуправления. Составленный ранее акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон прекратил своё действие с октября 2017 года. Судами не дана оценка позиции ООО "Васильев", согласно которой Общество еще в 2021 году выразило отказ в пользовании и распоряжении спорным имуществом.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года кассационное представление прокурора Хабаровского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационное представление в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, изучив письменные возражения ДМС администрации города Хабаровска, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведённой прокуратурой Индустриального района города Хабаровска проверки установлено, что объекты недвижимого имущества: теплофикационный колодец ТК 01.63, расположенный на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске; участок тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.61 (вблизи дома N 10 по улице Суворова в городе Хабаровске) до теплофикационного колодца ТК 01.63 (вблизи домов NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске); участок тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.63 до здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске, не поставлены в установленном порядке на учёт в качестве бесхозяйной вещи, право собственности на них не зарегистрировано, в реестре федерального имущества, в реестре краевого государственного имущества, не числятся.
Впоследствии было установлено, что основной тепловой колодец ТК 01.61 включен в реестр муниципальной собственности администрации города Хабаровска, а колодец ТК 01.63 (или 03.24), тепловые сети от него, ведущие к домам NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске не включены в реестр муниципальной, краевой или федеральной собственности.
Принимая оспариваемые судебные акты об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, исходили из отсутствия признаков бесхозяйного имущества по отношению к спорным объектам недвижимости, поскольку тепловой колодец ТК 01.63 и участок теплотрассы от ТК 01.61 до ТК 01.63 являются ответственностью ООО "Васильев", находятся в его фактическом владении и пользовании, Общество несёт бремя их содержания, осуществляет ремонт, в связи с чем, указанные колодец и участок теплотрассы бесхозяйным имуществом признаны быть не могут, а участок теплосети от колодца ТК 01.63 до здания N 8 по улице Суворовав городе Хабаровске используется для поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения только в это здание, используемое в качестве функциональных помещений гостиницы, принадлежащих ООО "Васильев" и ООО "Группа компаний "Пять звезд".
Судебная коллегия по административным делам суда кассационной инстанции не может согласиться с частью выводов судов первой и апелляционной инстанции в силу следующего.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 разъяснено, что доказывание по административным делам осуществляется при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Пунктами 1, 4, 5 части 1, пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счёт повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
На основании части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, в силу пункта 5 которого принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Следовательно, в силу положений действующего законодательства Администрация как орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации надлежащего теплоснабжения и водоснабжения населения в границах городского округа и по принятию мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обязана выявлять бесхозяйные линейные объекты теплоснабжения и водоснабжения, и принимать их на соответствующий учёт.
В силу положений статей 539, 543, пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется помимо прочего обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании договора купли-продажи от 09 октября 2009 года N 1056, свидетельств о государственной регистрации права от 08 декабря 2009 года, ООО "Васильев" на праве собственности принадлежат функциональные помещения, расположенные по адресу: город Хабаровск, улица Суворова, дом 8, пом. I (1-72), 1 этаж; пом. II (1-72), 2 этаж; пом. III (1-63), 3 этаж; пом. IV (3-28; 30-51), 4 этаж.
28 октября 2014 года между МУП города Хабаровска "Тепловые сети" и ООО "Васильев" составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с которым стороны установили, что границей раздела балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон к зданию N 8 по улице Суворова является запорная арматура, установленная в тепловом колодце ТК 03.23 на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова; ответственность за эксплуатацию основного участка теплотрассы, теплового колодца ТК 03.23 несёт МУП города Хабаровска "Тепловые сети"; ответственность за эксплуатацию участка теплотрассы от сварного шва, включая сварной шов в месте врезки в ТК 03.23 в основную теплотрассу ответвления теплосети к зданию N 8 по улице Суворова запорную арматуру и иное оборудование, установленное по теплотрассе и пределах несет ООО "Васильев"; срок действия настоящего акта составляет три года с даты подписания.
01 июня 2015 года между ОАО "ДГК" и ООО "Васильев" был заключен договор теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения N3/1/02314/2525, согласно условиям которого теплоснабжающая организация подает абоненту (потребителю) через присоединенную сеть, а абонент (потребитель) на условиях настоящего договора принимает и оплачивает тепловую энергию, теплоноситель для подпитки тепловой сети и (или) горячую воду. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети Абонента (Потребителя) и тепловой сети Теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной сети. Согласно Приложений NN 2, 3 к указанному договору, в перечень объектов абонента (потребителя) ООО "Васильев" входят помещения по адресу: улица Суворова, дом 8: общежития и гостиница.
20 июля 2016 года между ООО "Васильев" (продавец) и ООО "Группа компаний "Пять звезд" (покупатель) заключен договор купли-продажи объектов недвижимого имущества, в соответствии с которым продавец продал в том числе нежилые помещения по адресу: город Хабаровск, улица Суворова, дом 8 - пом. VI (1-51); пом. IV(3-28, 30-51); функциональные помещения пом. III (1-63); пом. II (1-72); пом. I (1-72).
Суды первой и апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией административных ответчиков и отказывая в удовлетворении заявленных требований, не приняли во внимание, что ООО "Васильев" 01 июня 2015 года был заключен договор теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения N 3/1/02314/2525, что 28 октября 2014 года составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, срок действия которого истёк, и что на основании договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от 20 июля 2016 года ООО "Васильев" продало ООО "Группа компаний "Пять звезд" функциональные помещения.
При этом, судами не учтено, что на объекты недвижимого имущества: теплофикационный колодец ТК 01.63, расположенный на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске, участок тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.61 (вблизи дома N 10 по улице Суворова в городе Хабаровске) до теплофикационного колодца ТК 01.63 (вблизи домов NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске), в чьё либо ведение (управление) не передано, право собственности за кем либо в установленном порядке не зарегистрировано. Доказательств обратного административными ответчиками не представлено.
То обстоятельство, что по условиям схем эксплуатационной ответственности и актов балансовой принадлежности, имеющихся в материалах дела, спорные колодец и тепловая сеть отнесены к ответственности всех собственников здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске и помещений в нём, не свидетельствует об отсутствии у данных объектов недвижимого имущества признаков бесхозяйных, поскольку договор теплоснабжения сам по себе не может являться безусловным подтверждением права собственности на соответствующие участки сетей теплоснабжения и определяет права и обязанности сторон в части поставки и оплаты тепловой энергии, а также ответственности по содержанию теплосетей, не являясь основанием для возникновения прав на теплоэнергетическое имущество.
Кроме этого, спорные колодец и тепловая сеть обеспечивают теплоснабжением и горячим водоснабжением, в том числе многоквартирный жилой дом, что находится в компетенции органа местного самоуправления.
Также, судами не дана соответствующая оценка тому факту, ООО "Васильев" 28 апреля 2021 года направлено в ДМС администрации города Хабаровска обращение, в котором Общество просило участок теплотрассы от теплового колодца ТК 03-24 до теплового колодца ТК 03-23 принять на баланс администрации города Хабаровска и установить границу разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО "Васильев" до теплового колодца 03-24, указав, что принадлежность теплового колодца, расположенного на ответвлении теплосети к зданиям NN 6, 8 по улице Суворова в городе Хабаровске актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не определены границы эксплуатационного обслуживания, и что Общество не обслуживает и не является собственником теплового колодца и ответвления теплосети к зданию N 6 по улице Суворова в городе Хабаровске.
Поскольку судами первой апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене. Судебная коллегия считает необходимым, не передавая административное дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления, поскольку все юридически значимые обстоятельства, в рамках рассматриваемого дела, установлены. При этом, участок тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.63 до здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске не является бесхозным, поскольку здание - гостиница, к которому он ведёт, принадлежит на праве собственности ООО "Васильев".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 07 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации города Хабаровска по не постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества: - теплофикационного колодца 01.63, расположенного на ответвлении теплосети к зданиям N6 и N8 по улице Суворова в городе Хабаровске, - участка тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.61 (вблизи дома N 10 по улице Суворова в городе Хабаровске) до теплофикационного колодца ТК 01.63 (вблизи домов N 6 и N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске).
Обязать администрацию города Хабаровска подать в уполномоченный орган заявление по установленной форме о постановке на учёт в качестве бесхозяйных вещей: - теплофикационного колодца 01.63, расположенного на ответвлении теплосети к зданиям N 6 и N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске, - участка тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.61 (вблизи дома N 10 по улице Суворова в городе Хабаровске) до теплофикационного колодца ТК 01.63 (вблизи домов N 6 и N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске).
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации города Хабаровска по не постановке на учёт в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка тепловой сети от теплофикационного колодца ТК 01.63 до здания N 8 по улице Суворова в городе Хабаровске, отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.