Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ЛАВ - КСЛ на решение Советского районного суда города Владивостока от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 августа 2023 года, принятые по административному делу Nа-690/2023, по административному иску ЛАВ к ФКУ "Военный комиссариат Приморского края", военному комиссариату г. Артема Приморского края, военному комиссариату Ленинского и Фрунзенского районов г. Владивостока, призывной комиссии по мобилизации Артёмовского городского округа Приморского края о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного истца КСЛ, представителя ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ЛАВ обратился в Советский районный суд "адрес" с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации Артемовского городского округа "адрес" о призыве ЛАВ на военную службу в рамках частичной мобилизации; возложить на призывную комиссию по мобилизации Артемовского городского округа "адрес" обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении ЛАВ отсрочки от призыва на военную службу по частичной мобилизации.
В обоснование административного иска указано, что оспариваемое решение принято без учёта права административного истца на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации как работника федерального государственного унитарного предприятия "УВО Минтранса России" (Управление ведомственной охраны), в отношении которого работодатель известил военный комиссариат о зачислении на специальный воинский учёт. Административный истец считает, что имеются основания для пересмотра оспариваемого решения с учетом разъяснений, содержащихся в Порядке предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, утвержденном Указанием Генштаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N дсп, как лицу, имеющему бронь.
К участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия по мобилизации Артемовского городского округа, в качестве заинтересованного лица - призывная комиссия по мобилизации "адрес".
Решением Советского районного суда города Владивостока от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 23 августа 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ЛАВ отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ЛАВ - КСЛ, поданная через Советский районный суд города Владивостока 31 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда.
В обоснование кассационной жалобы представитель истца ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на наличие у ЛАВ права на отсрочку от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации в связи с работой в ФГУП "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта России", которое относится к взаимодействующим организациям. Ссылается на то, что всем остальным работникам указанного предприятия предоставлена отсрочка от призыва. Право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств предоставления списков конкретным исполнителем - работодателем для предоставления отсрочки.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2023 года кассационная жалоба представителя ЛАВ - КСЛ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителей административного истца и ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного истца и административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Приморского края", с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЛАВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учёте в военном комиссариате г. Артема Приморского края с категорией годности "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями, ранее проходил военную службу по призыву в период с 2008-2009 г.г, с последующим зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет воинское звание младший сержант, воинскую должность военно-учётной специальности ОБС командир отделения приёмных радиоустройств 425182А, сведений о месте работы не имеется, числился как временно безработный.
ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия по мобилизации Артемовского городского округа "адрес" приняла решение (протокол N) о призыве ФИО6 на военную службу по частичной мобилизации.
ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии по мобилизации Артемовского городского округа, оформленное протоколом N, отменено решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части призыва ЛАВ как нереализованное, и ЛАВ вновь призван на военную службу по мобилизации и отправлен в команды для укомплектования воинских частей, направлен для прохождения военной службы в воинскую часть.
Как следует из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ЛАВ принят на работу в ФГУП "УВО Минтранса России" на должность стрелка 5 разряда в отделение "Де-ФРИЗ" команды Восток Приморского филиала ФГУП "УВО Минтранса России".
ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат Ленинского и Фрунзенского районов г.Владивостока поступило письменное обращение от ФГУП "УВО Минтранса России" в Приморскому крае со списком работников филиала для бронирования, в котором значился и ЛАВ.
Согласно представленного суду приказа Минпромторга России от 18 мая 2022 года N1981, ФГУП "УВО Минтранса России" не включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что нарушений при принятии призывной комиссией решения о призыве административного истца на военную службу в рамках частичной мобилизации не имеется, поскольку на момент принятия оспариваемого решения о призыве на военную службу и вручения повестки, административный истец пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, права на отсрочку от призыва на военную службу, согласно имеющимся в военном комиссариате Артемовского городского округа сведениям, не имел, сведения о его бронировании как работника ФГУП "УВО Минтранса России" в военном комиссариате Артемовского городского округа отсутствовали, решение о его бронировании не было принято. Доказательств, свидетельствующих о наличии заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы в связи с мобилизацией по состоянию здоровья, в материалах дела также не имеется.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области осуществляется Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В силу статьи 17 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами (пункт 1); призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (пункт 2).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ предусмотрено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право Указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 31-ФЗ, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам на основании решения призывной комиссии по мобилизации. Такое решение выносится на основании представленных гражданином в призывную комиссию по мобилизации подлинников документов.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация; пунктом 9 Указа предоставлено гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
30 сентября 2022 года Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации) предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации - руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.
Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с разбивкой по субъектам Российской Федерации с учетом предложений Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих Правил и направляется в Министерство обороны Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Выписки из перечня организаций доводятся Министерством обороны Российской Федерации до военных комиссариатов соответствующих субъектов Российской Федерации в 3-дневный срок после получения указанного перечня организаций (пункт 4 Правил).
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан.
В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, категория из числа указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также степень их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа (пункт 5 Правил).
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт 11 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ).
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (статья 22 и пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 31-ФЗ).
Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются этим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N31-ФЗ).
Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 31-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 156 утверждены Правила бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Правила бронирования).
Из Правил бронирования следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе - это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими). Эта работа заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
Пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" предусмотрено, что воинский учет военнообязанных (за исключением граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы) подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.
Проанализировав положения действующего законодательства, в том числе Федерального закона N 31-ФЗ, Правила бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 марта 2010 года N 156, Инструкции по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях на период мобилизации и на военное время, утв. постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе (далее также - МВК), от 3 февраля 2015 года N 664, установив, что на момент принятия оспариваемого решения о призыве на военную службу у ЛАВ отсутствовало право на отсрочку от призыва в рамках частичной мобилизации, решение о бронировании ЛАВ как работника ФГУП "УВО Минтранса России" не принималось, пришли к верному выводу о том, что оспариваемые действия ответчиков, связанные с призывом ЛАВ на военную службу в рамках частичной мобилизации соответствуют положениям действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам, и об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
Направление ФГУП "УВО Минтранса России" соответствующих списков в Военный комиссариат Ленинского и Фрунзенского районов г.Владивостока, по месту нахождения организации, со списком работников филиала для бронирования, в котором значился и ЛАВ, не свидетельствует о неправомерности оспариваемого решения, поскольку судами установлено, что на момент призыва Ляскало А.В. на военную службу в рамках частичной мобилизации он состоял на общем воинском учёте и не имел права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную статьёй 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 N 647, в связи с чем обоснованно был учтён в общем количестве граждан, пребывающих в запасе, призванных на военную службу по мобилизации; сведений о месте работы истца и бронировании его как работника ФГУП "УВО Минтранса России" у призывной комиссии по Артемовскому городскому округу не имелось.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы административного истца о наличии у него права на отсрочку в силу того, что он являлся работником филиала ФГУП "УВО Минтранса России" были предметом рассмотрения судов, обоснованно мотивированно отклонены с учетом того, что ФГУП "УВО Минтранса России" не включен в список организаций, входящих в оборонно-промышленный комплекс, на момент призыва ЛАВ на военную службу и отправке к месту службы отсутствовали документы, подтверждающие наличие у него права на отсрочку, в том числе и о том, что он является забронированным в установленном порядке; поступление соответствующих списков после призыва истца на военную службу не является основанием для отмены обоснованного решения о призыве на военную службу.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ЛАВ - КСЛ - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.