Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края на решение Чугуевского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 05 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 31" ГУФСИН России по Приморскому краю к Преснякову Ивану Васильевичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 31" ГУФСИН России по Приморскому краю (далее - ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю) обратилось в Чугуевский районный суд Приморского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просило установить в отношении Преснякова И.В. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания; установить определённые ограничения, указав в обоснование заявленных требований, что Пресняков И.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних; начало срока 03 августа 2018 года, конец срока 06 сентября 2023 года; за время отбывания наказания характеризуется отрицательно.
Решением Чугуевского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года, изменённым апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 05 сентября 2023 года, административный иск ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю удовлетворён. Преснякову И.В. установлен административный надзор на срок 8 лет, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истёкшего после отбывания наказания по приговору Зейского районного суда Амурской области от 03 августа 2018 года. Срок административного надзора исчислен со дня постановки Преснякова И.В. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установлены Преснякову И.В. административные ограничения в виде: явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов до 06 часов каждых суток, если это не связано с режимом работы; запрета посещения мест массового нахождения детей и образовательных учреждений, деятельность которых связана с воспитанием и обучением несовершеннолетних; запрета выезда за пределы муниципального образования, являющегося местом жительства или пребывания, без письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего административный надзор.
08 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Приморского края, поданное через Чугуевский районный суд Приморского края 19 октября 2023 года (сдано в организацию почтовой связи), в котором ставится вопрос об изменении состоявшихся судебных постановлений в части начала исчисления срока административного надзора, определив начало его течения со дня отбытия Пресняковым И.В. наказания в виде ограничения свободы.
В обоснование своей позиции прокурор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению прокурора, суды не учли, что Преснякову И.В. в качестве дополнительного вида наказания по приговору суда назначено ограничение свободы и срок административного надзора должен исчисляться со дня отбытия Пресняковым И.В. наказания в виде ограничения свободы (абзац четвёртый пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы", часть 4 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы").
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года кассационное представление прокурора Приморского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного истца, административный ответчик в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационное преставление в их отсутствие.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приговором Зейского районного суда Амурской области от 03 августа 2018 года Пресняков И.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 135 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации ему назначено наказание в виде 6 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы на срок 1 год с установлением ограничений.
Осужденный Пресняков И.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю с 27 декабря 2018 года, окончание срока - 06 сентября 2023 года.
Согласно справке о поощрениях и взысканиях осужденного Преснякова И.В, в период с 29 июля 2020 года по 21 марта 2022 года осужденный имеет три взыскания (два выговора, выдворение в ШИЗО на 7 суток), поощрений не имеет.
Из характеристики осужденного Преснякова И.В, выданной начальником отряда ОВРО ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю 26 мая 2023 года, следует, что Пресняков И.В. не трудоустроен, к труду относится посредственно, порученные задания выполняет неохотно, нарушает правила внутреннего распорядка учреждения и установленный порядок отбывания наказания; имеет три взыскания, одно из которых не погашено и не снято; поведение осужденного носит не устойчивый характер, стремление к исправлению не выражено; состоит на профилактическом учёте как лицо склонное к преступлению против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних; мероприятия воспитательного характера посещает под контролем администрации учреждения, относится к ним безразлично; по характеру общительный, эмоциональный, в коллективе руководствуется собственным мнением; считает, что его осудили неправильно, вину в совершенном преставлении не признаёт, в содеянном не раскаивается; после освобождения высказывает намерение вести законопослушный образ жизни.
Согласно сообщения ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Приморскому краю от 20 ноября 2023 года, Пресняков И.В. 06 сентября 2023 года освобождён по отбытию наказания и убыл по адресу: "адрес".
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, сослались на положения Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", и пришли к правильному выводу, что Пресняков И.В. подпадает под категорию лиц, в отношении которых закон предусматривает установление административного надзора. Суды, учитывая личность осужденного, обстоятельства дела, пришли к правильному выводу об установлении административного надзора сроком на 8 лет с административными ограничениями.
В тоже время, судебными актами определено, что срок административного надзора следует исчислять со дня постановки Преснякова И.В. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции в части установления срока административного надзора и административных ограничений правильными, мотивированными, основанными на законе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц.
Одновременно, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанием суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о том, что срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Преснякова И.В. на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днём начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены ошибки в толковании и применении норм материального права, решение Чугуевского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 05 сентября 2023 года подлежат изменению в части определения начала течения срока административного надзора, который подлежит исчислению со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чугуевского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 05 сентября 2023 года изменить в части исчисления начала течения срока административного надзора.
Срок административного надзора в отношении Преснякова Ивана Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", исчислять со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
В остальной части решение Чугуевского районного суда Приморского края от 16 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 05 сентября 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.