Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кайсарова Василия Алексеевича на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 8 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-4483/2023, по административному иску Кайсарова Василия Алексеевича к избирательной комиссии избирательного участка N 12 г. Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кайсаров В.А. обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с вышеназванным административным иском к избирательной комиссии избирательного участка N г. Хабаровска (далее - участковая избирательная компания), в котором просил обязать участковую избирательную комиссию исключить его из списка избирателей по выборам мэра г. Хабаровска, проведение которых назначено на 10 сентября 2023 года.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка N г. Хабаровска с просьбой на основании части 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации исключить его из списка избирателей по выборам мэра г. Хабаровска, проведение которых назначено на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, исключение его из списков избирателей по указанным им основаниям не представляется возможным. С таким решение ответчика истец не согласен, поскольку в отсутствие статуса гражданина РФ в системе государственного управления гражданин РФ не обязан управлять делами государства через избранных представителей.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 8 сентября 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делами Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Кайсарова В.А. отказано.
8 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кайсарова В.А, поданная через Железнодорожный районный суд города Хабаровска 27 октября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций и направлении дела на новое рассмотрение в Хабаровский краевой суд.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на нарушение судами норм материального права. Заявитель полагает, что административный ответчик имел возможность исключить его из списков избирателей на основании положений Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, и части 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2020 года N 67-ФЗ. Ссылается на то, что право на участие в управление делами государства через своих представителей - это право гражданина, от которого он отказался.
Определением председателя судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2023 года кассационная жалоба Кайсарова В.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 1 и 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений в области избирательных прав граждан является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ участковая избирательная комиссия N в ответе на обращение гражданина Кайсарова В.А. об исключении его из списка избирателей указала, что в соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 12 Федерального закона N 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей предусмотрено составление соответствующими комиссиями списков избирателей и включение в них всех граждан, достигших 18-летнего возраста, зарегистрированных по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. Согласно пункту 16 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей производится только на основании официальных документов лиц, указанных в пункте 6 статьи 17 указанного закона, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина РФ из списка и причина такого исключения. Учитывая, что указанное выше заявление не может быть отнесено к указанному перечню официальных документов, а также в связи с тем, что указанная в заявлении причина исключения из списка не определена в качестве таковой действующим законодательством о выборах, исключить Кайсарова В.А. из списка избирателей не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение участковой избирательной комиссии соответствует положениям закона, и не нарушает права административного истца. При этом суды исходили из того, что исключение административного истца из списка избирателей по доводам, указанным им в заявлении в участковую избирательную комиссию, действующим законодательством не предусмотрено.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции данные выводы судебных инстанций являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статей 62 и 84 КАС РФ, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В соответствии с пунктами 18 и 26 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, то есть правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (часть 2).
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме).
Пунктом 7 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрено, что список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС "Выборы", отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.
В силу пункта 16 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наделение гражданина правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления обусловлено, в том числе нахождением его места жительства или места пребывания в пределах избирательного округа (пункты 4, 4.1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Проанализировав положения действующего избирательного законодательства, установив, что административный истец проживает на территории избирательного участка N г. Хабаровска, является гражданином Российской Федерации, достиг возраста 18 лет, недееспособным не признан, приговор суда о содержании его в местах лишения свободы не выносился, открепительное удостоверение ему не выдавалось, в другой список избирателей, кроме списка по избирательному участку N г. Хабаровска, он включен не был, суды пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого ответа участковой избирательной комиссии положениям действующего законодательства, которым не предусмотрено исключение из списка избирателей по основаниям, указанным истцом в заявлении в участковую избирательную комиссию. При этом суды верно указали в судебных актах, что действующим законодательством предусмотрено право, а не обязанность гражданина принимать участие в выборах и референдуме (активное избирательное право), в связи с чем гражданин, не желающий участвовать в выборах (референдуме), вправе не явиться на избирательный участок в дни голосования и не проявлять свою гражданскую позицию.
Учитывая, что нарушений избирательного законодательства, а также нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного иска Кайсарова В.А.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данными выводами нижестоящих судов, поскольку они сделаны при правильном толковании и применении норм процессуального права, основаны на требованиях закона и установленных обстоятельствах, и не опровергнуты доводами кассационной жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм процессуального права или неправильном применении норм материального права.
Каких-либо новых доводов, способных на стадии кассационного обжалования поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 8 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кайсарова Василия Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.