Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2023 года по административному делу по исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к краевому государственному бюджетному общеобразовательному учреждению, реализующему адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат N 6", министерству образования и науки Хабаровского края, заинтересованное лицо министерство имущественных отношений Хабаровского края, о возложении обязанности совершить определённые действия.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО4, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд города Хабаровска в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и просил: - обязать краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат N 6" (далее - КГБОУ ШИ-6, Образовательное учреждение) выполнить требования антитеррористической защищённости зданий по улице Аксенова дом 55 лит. А и лит. Б, а именно: оборудовать входные двери запасного выхода и центрального входа охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; оборудовать окна 1 этажа школы-интерната охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - обязать министерство образования и науки Хабаровского края выделить соответствующее финансирование на выполнение в КГБОУ ШИ-6 требований антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать входные двери запасного выхода в центрального входа охранной сигнализацией с выводом в помещении охраны: оборудовать окна 1 этажа школы-интерната охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований, что невыполнение указанных требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения ставит под угрозу жизнь и здоровье не только работников учреждения, детей, но и других граждан.
В суде первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 01 марта 2023 года гражданское дело с апелляционной жалобой переданы в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2023 года решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
08 ноября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края, поданное через Индустриальный районный суд города Хабаровска 12 октября 2023 года (сдано в организацию почтовой связи), в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2023 года и оставлении в силе решения Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2022 года.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции сделан необоснованный вывод об отсутствии бездействия административных ответчиков, поскольку установив, что на момент разрешения спора (истечение сроков, установленных в паспортах безопасности), выявленные нарушения требований об антитеррористической безопасности образовательных учреждений не устранены; наличие договора подряда на разработку проектно-сметной документации по объекту "Комплексный капитальный ремонт здания (Лит.А), инженерных коммуникаций (1 этап) КГБОУ ШИ-6 и заявки на предоставление субсидий из федерального бюджета на софинсирование расходов по модернизации школьных систем образования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" не свидетельствует об отсутствии такого бездействия, а ссылка на отсутствие финансирования не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 ноября 2023 года кассационное представление и.о. прокурора Хабаровского края передано для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков, заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационное представление в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, изучив письменные возражения министерства образования и науки Хабаровского края, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции было допущено неправильное применение норм материального права.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения подпункта "д" пункта 11, пункта 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, пункта 7 статьи 2, пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", статьи 28, пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", части 13 статьи 20 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 1, подпунктов "а", "б", "в", "г", "д", "е" пункта 17, пунктов 24, 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, установил, что прокуратурой Индустриального района города Хабаровска, в ходе анализа состояния законности на территории района по вопросам исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательными учреждениями, было выявлено невыполнение КГБОУ ШИ-6 требований антитеррористической защищённости образовательного учреждения, а именно: КГБОУ ШИ-6 имеется 2 паспорта безопасности по улице Аксенова, дом 55 Лит. А и Лит. Б в городе Хабаровске, утверждённые и согласованные 04 декабря 2019 года, акты категорирования от 12 ноября 2019 года, которыми установлена 3 категория опасности, и установлена необходимость до 2020 года оборудовать входные двери запасного выхода и центрального входа охранной сигнализацией с выводом в помещении охраны, а также оборудовать окна 1 этажа школы-интерната охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны, которые до настоящего времени не выполнены; что учредителем образовательного учреждения
является Хабаровский край, функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования и науки Хабаровского края, а собственником имущества образовательного учреждения является министерство имущественных отношений Хабаровского края, и пришёл к выводу, что требования прокурора являются законными и обоснованными.
Отменяя данное решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что незаконного бездействия со стороны административных ответчиков не усматривается, указав на то, что КГБОУ ШИ-6 принимаются меры направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательного уреждения и выполнение требований паспорта безопасности, а именно, что 13 мая 2022 года между Учреждением и ООО "Новый проект" заключен договор подряда N 11-05-05 на разработку проектно-сметной документации по объекту "Комплексный капитальный ремонт здания (Лит. А), инженерных коммуникаций (1 этап) КГКОУ ШИ 6, расположенный по адресу: г.Хабаровск, ул. Аксенова, 55", которым в том числе предусмотрено учесть систему наружного и внутреннего IP видеонаблюдения с камерами высокого разрешения и обеспечить непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов, учесть требования постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 и методических рекомендаций (пункт 13 техзадания) (срок действия договора до 31 декабря 2022 года); что КГБОУ ШИ-6 включена в заявку Хабаровского края на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной Российской Федерации "Развитие образования".
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, и не может согласиться с выводом суда апелляционной инстанции.
Так, указывая на отсутствие бездействия со стороны административных ответчиков, судом апелляционной инстанции не учтено, что паспорта безопасности утверждены и согласованы в 2019 года, акты категорирования составлены в 2019 году, а договор подряда N 11-05-05 на разработку проектно-сметной документации по комплексному капитальному ремонту здания КГКОУ ШИ 6, которым, в том числе, предусмотрена установка охранной сигнализации, заключён Учреждением только в 2022 году.
Также, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания и правовой оценки тот факт, что КГБОУ ШИ-6 только включена в заявку Хабаровского края на предоставление субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в рамках государственной Российской Федерации "Развитие образования", предусматривающий однолетний цикл реализации объектов в 2024-2025 годах.
При этом, программа по модернизации школьных систем образования направлена на капитальный ремонт и оснащение школ средствами обучения и воспитания, а не на установку средств антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Следовательно, требования, установленные паспортами безопасности, не выполнены в установленный срок.
Поскольку судом апелляционной инстанции допущены ошибки в применении норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2023 года подлежит отмене, с оставлением в силе решения Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2022 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 12 апреля 2023 года отменить, оставить в силе решение Индустриального районного суда города Хабаровска от 22 декабря 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.