Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Губанова Владимира Алексеевича к ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, УФК по Хабаровскому краю, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Губанов В.А. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным исковым заявлением, просил установить и признать, что описанные им факты в части неисполнения ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России реабилитационных мероприятий, в том числе: игнорирование его жалоб, несвоевременное протезирование, отсутствие медицинского осмотра травмотологом, - являются ненадлежащими условиями содержания, носят длительный характер, и взыскать с УФК по Хабаровскому краю денежную сумму 3 000 000 руб. за ненадлежащие и жестокие условия содержания.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 июня 2023 года, административное исковое заявление Губанова В.А. удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Губанова В.А. в исправительном учреждении в период с 2017 по 2019 годы. С Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Губанова В.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в размере 30 000 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Губанова В.А. - отказано.
28 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, поданная через Кировский районный суд г.Хабаровска 13 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела. Судами не принято во внимание, что ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России - отдельное юридическое лицо, основным видом деятельности которого является деятельность больничных организаций, оно самостоятельно отвечает по своим обязательствам. Судами не указано, в чем выражены действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, в какой части не исполнена программа реабилитации инвалида. Губанов В.А. заявление на замену "данные изъяты" не писал, к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю с жалобами не обращался. Размер компенсации в сумме 30 000 руб. не соответствует принципам разумности и справедливости и чрезвычайно завышен.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 октября 2023 года кассационная жалоба ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 УИК РФ).
Нарушение условий содержания лишенных свободы лиц является основанием для обращения их за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 101 УИК РФ установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 УИК РФ).
В развитие приведенных положений Приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.
Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения (пункт 5 Порядка).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, отбывающий наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является "данные изъяты", нуждается в "данные изъяты"; "данные изъяты" от 17 июня 2014 года установлено, что обязанность по наблюдению травматолога и симптоматической терапии возложена на МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России бессрочно.
В графе "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации" указано, что Губанов В.А. нуждается в "данные изъяты"
В то же время, судами установлено, что исполнение реабилитационных мероприятий в отношении осужденного Губанова В.А. согласно ИПР учреждением не осуществляется. "данные изъяты" получен осужденным в 2015 году при необходимости его замены 1 раз в 2 года. Обувь ортопедическая зимняя получена осужденным также в 2015 году, летняя обувь - в 2016 году, при необходимости получения новой пары - 1 раз в год.
Выявленные нарушения послужили основанием внесения прокуратурой в адрес начальника ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России представления об устранении нарушений требований действующего законодательства.
Из акта приема-передачи N 1559 по государственному контракту от 19 июня 2020 года N 123ю Губанову В.А. приобретен "данные изъяты" в количестве 1 шт.
2 августа 2021 года Губановым В.А. написан отказ от передачи "данные изъяты" на ремонт, поскольку ему необходима при ремонте "данные изъяты" консультация врача-ортопеда, а в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России нет врача ортопеда и травматолога.
Согласно ответу УФСИН России по Хабаровскому краю от 18 декабря 2020 года N ог-27/ТО/11-3803 на обращение Губанова В.А, по индивидуальной программе реабилитации Губанова В.А. все мероприятия, предусмотренные данной программой, выполнены, о чем административному истцу неоднократно сообщалось. В рамках осуществления данных мероприятий 3 августа 2020 года Губановым В.А. получены: "данные изъяты" - 1 шт, ортопедическая обувь "данные изъяты" - 1 пара, ортопедическая обувь "данные изъяты" - 1 пара (товарные накладные N 1559, 1560, 1561 от 03.08.2020 и акты к данным накладным подписаны административным истцом на общую сумму 159 996 руб.).
Полагая, что допущенные исправительным учреждением нарушения свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении, носят длительный характер, Губанов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Частично удовлетворяя административные исковые требования Губанова В.А, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что в отношении административного истца были допущены нарушения условий его содержания, выразившиеся в неисполнении обязанности по обеспечению "данные изъяты". Документов, подтверждающих приобретение Губанову В.А. "данные изъяты" в период с 2015 по 2019 годы включительно, административными ответчиками не представлено; по графику реабилитации в 2017 и 2019 годах замена "данные изъяты" Губанову В.А. не производилась, что явилось основанием для взыскания в пользу Губанова В.А. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 30 000 руб.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Сумма компенсации определена судом с учетом характера выявленных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, индивидуальных особенностей административного истца, его возраста, наличия медицинских показаний. Присужденный размер компенсации соответствует принципам разумности и справедливости, адекватного и эффективного устранения нарушения.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, проверки суда апелляционной инстанции, новых ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 18 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 2 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.