Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, следственный изолятор), в котором просил:
- признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю по изъятию и передаче на хранение на склад двух USB-карт с копиями аудиопротоколов, направленных административному истцу Лабытнангским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа для ознакомления;
- признать незаконным отказ в ознакомлении (в предоставлении возможности для ознакомления) с копиями данных аудиопротоколов и в направлении USB-карт для ознакомления в адрес административного истца, после его перевода в исправительное учреждение;
- обязать ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю незамедлительно направить в адрес административного истца хранящиеся в следственном изоляторе две USB-карты с копиями аудиопротоколов судебного заседания по административному делу;
- взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 50 000 рублей.
Определением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 18 января 2023 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю).
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично.
Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в изъятии и передаче для хранения на склад двух USB-карт, содержащих аудиозаписи протокола судебного заседания Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, направленных ФИО1; бездействие административного ответчика, выразившееся в неознакомлении административного истца с аудиозаписями протокола судебного заседания Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, содержащегося на двух USB-картах, направленных ФИО1
На ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, посредством направления по месту нахождения ФИО1 двух USB-карт, содержащих аудиозаписи протокола судебного заседания Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, для целей его ознакомления с аудиопротоколом.
С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2023 года решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года отменено в части признания незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в изъятии и передаче для хранения на склад двух USB-карт, содержащих аудиозаписи протокола судебного заседания Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, с принятием в данной части по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившегося в ненаправлении двух USB-карт, содержащих аудиозаписи протокола судебного заседания Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 февраля 2022 года, по месту отбывания ФИО1 наказания, с принятием в указанной части по делу нового решения, которым соответствующее бездействие административного ответчика признано незаконным.
В остальной части решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года судебной коллегией по административным делам Хабаровского краевого суда оставлено без изменения.
28 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 13 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
По существу в кассационной жалобе приведены доводы о незаконности и необоснованности судебных актов только в части удовлетворённых административных исковых требований.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10 октября 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Частью 2 статьи 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые в соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Согласно пункту 3 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в следственных изоляторах в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", УИК РФ, и на условиях отбывания наказания в исправительных учреждениях, определенном приговором суда, содержатся: осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительное учреждение для отбывания наказания; осужденные к лишению свободы, направляемые к месту отбывания наказания либо перемещаемые из одного места отбывания наказания в другое под конвоем; осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении, оставленные в следственном изоляторе либо переведенные в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого). Указанные осужденные к лишению свободы пользуются правами, установленными Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, за исключением осужденных к лишению свободы, находящихся в следственном изоляторе в качестве подозреваемого (обвиняемого), которые пользуются данными правами в части, не противоречащей требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Пунктом 12.12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений определено, что осужденным к лишению свободы запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в соответствующий перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, который приведен в Приложении N 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Согласно пункту 16 Приложения N 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, входят, в том числе, электронные носители и накопители информации, включая USB-карты.
Из содержания пунктов 386, 390, 391 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений следует, что у осужденных к лишению свободы запрещенные в исправительном учреждении вещи и предметы изымаются сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Запрещенные в исправительном учреждении вещи и предметы, изъятые у осужденных к лишению свободы, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного к лишению свободы под расписку. Сданные осужденными к лишению свободы по прибытии в исправительное учреждение запрещенные в исправительном учреждении вещи и предметы, хранящиеся на складе исправительного учреждения, по заявлению осужденных к лишению свободы пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных к лишению свободы. При переводе осужденного к лишению свободы в другое исправительное учреждение изъятые у него запрещенные в исправительном учреждении вещи и предметы, хранящиеся на складе исправительного учреждения, по заявлению осужденного к лишению свободы пересылаются по почте посылкой его родственникам за счет собственных средств осужденного к лишению свободы, а при отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного к лишению свободы пересылаются на хранение по новому месту отбывания им наказания за счет средств федерального бюджета.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1, осужденный к пожизненному лишению свободы, отбывает данное уголовное наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю). В период с 18 августа по 31 октября 2022 года административный истец содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
13 сентября 2022 года в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю из Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа для вручения осужденному ФИО1 поступило письмо, в котором содержалась копия апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2022 года по административному делу N 2а-54/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, а также две USB-карты с аудиопротоколом судебного заседания по данному административному делу, которое состоялось 21 февраля 2022 года.
Указанное почтовое отправление исправительное учреждение перенаправило по месту нахождения административного истца - в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Соответствующее письмо было получено ФИО1 5 октября 2022 года, однако две USB-карты администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю были помещены на склад следственного изолятора для хранения, при этом с содержанием аудиопротокола административный истец, несмотря на его неоднократные просьбы, ознакомлен не был.
Административному истцу было разъяснено, что в функциональные обязанности сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не входит обязанность по ознакомлению подозреваемых, обвиняемых и осужденных с протоколами судебных заседаний.
После перевода ФИО1 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, две USB-карты в данное исправительное учреждение не пересылались.
На обращения административного истца о розыске и пересылке принадлежащих ему носителей электронной информации от 11 ноября и 12 декабря 2022 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю давались письменные ответы от 30 ноября и 30 декабря 2022 года, в которых со ссылкой на пункт 391 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений административный ответчик указывал, что такая пересылка осуществляется за счет собственных средств осужденного к лишению свободы (документов, подтверждающих отсутствие таких средств, ФИО1 не предоставлял).
Разрешая заявленные административные исковые требования, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав положения КАС РФ, УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу, что действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю по изъятию и помещению на склад двух USB-карт, содержащих аудиозаписи судебных заседаний по административному делу, направленные в адрес ФИО1 Лабытнангским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа, как и бездействие администрации следственного изолятора, которая не ознакомила его с содержанием соответствующих аудиопротоколов, противоречат положениям действующего законодательства и ограничивают права административного истца на доступ к правосудию. Допущенные нарушения являются основанием для взыскания в пользу ФИО1 компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ, при снижении размера которой с заявленных 50 000 рублей до 3 000 рублей суд первой инстанции исходил из объема и характера допущенных нарушений прав административного истца, их продолжительности, а также принципов разумности и справедливости. Дополнительно Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края возложил на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность направить две USB-карты по месту нахождения административного истца для целей его ознакомления с аудиопротоколом судебного заседания по административному делу. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых судом первой инстанции было отказано.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда не согласилась с выводами Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края в части признания незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю по изъятию и помещению на склад двух USB-карт, указав, что такие действия административного ответчика соответствуют положениям пунктов 386 и 390 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Вместе с тем, проанализировав положения статей 45, 207 КАС РФ, пунктов 134, 391 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений суд апелляционной инстанции указал на то, что со стороны ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю было допущено незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении двух USB-карт в исправительное учреждение, в котором отбывает наказание ФИО1 (в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), в целях реализации процессуальных прав административного истца на его ознакомление с аудиопротоколом судебного заседания по административному делу.
Поскольку кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административных ответчиков с обжалуемыми судебными актами в той части, в которой административные исковые требования ФИО1 были оставлены без удовлетворения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии нарушений условий содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю в части необеспечения ознакомления административного истца с аудиопротоколом судебного заседания по административному делу, а также в части ненаправления двух USB-карт с соответствующими аудиозаписями в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, и, как следствие, о наличии оснований для взыскания компенсации за данные нарушения, то в указанной части оснований не согласиться с приведенными выводами судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды нижестоящих инстанций пришли к таким выводам, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что сотрудники ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не должны знакомить осужденных с аудиопротоколами судебных заседаний, которые поступили осужденным из судов, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Установленный в Приложении N 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений запрет для осужденных иметь при себе устройства, с помощью которых может быть прослушана аудиозапись (аудиопротокол) судебного заседания, не свидетельствует о том, что такое прослушивание не может быть организовано и обеспечено непосредственно сотрудниками следственного изолятора либо исправительного учреждения, в котором содержится осужденный.
УИК РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не содержат положений, которые ограничивали бы право осужденного на ознакомление с аудиопротоколами судебных заседаний по делам, в которых они принимали участие.
Как уже указывалось выше, статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, как верно указали суды нижестоящих инстанций, из содержания статей 45, 207 КАС РФ прямо следует, что лица, участвующие в судебном разбирательстве по административному делу, вправе знакомиться результатами аудиопротоколирования хода судебного заседания, за свой счет изготавливать копию протокола, копию записи с носителя информации.
Иной возможности реализации права на ознакомление с поступившим из суда аудопротоколом, помимо предоставления такой технической возможности со стороны администрации исправительного учреждения либо следственного изолятора, у осужденных не имеется. При отсутствии такой технической возможности у СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, административный ответчик должен был направить USB-карты с аудиозаписями судебных заседаний в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю для ознакомления ФИО1 с содержанием аудиопротоколов по месту отбытия наказания.
Другие доводы кассационной жалобы административных ответчиков о по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций по установленным ими обстоятельствам административного дела; эти доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в связи с чем они не могут служить предусмотренными частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.