N 88-/2019
28 ноября 2023 года город Владивосток
Девятый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Шевцовой Т.С, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО5 к АО "Международный аэропорт Владивосток", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", АО "Авиакомпания "Аврора", ООО "Мейджик Лайнс" о защите прав потребителей
по кассационной жалобе ФИО6 на решение и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Владивостока от 25 января 2023 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 июня 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Чудов С.В. обратился к мировому судье судебного участка N 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока с иском к АО "Международный аэропорт Владивосток" о защите прав потребителей, указав, что 22 декабря 2020 года Чудов С.В. через агента ООО "Мейджик Лайнс" приобрел авиабилеты на рейс, запланированный на 24 января 2021 года, по маршруту Владивосток-Токио-Гуам.
24 января 2021 года вылетел из аэропорта Владивостока (Кневичи) в Гуам (А.Б. Вон Пат Инт) с пересадкой в аэропорту Нарита (Токио).
Перед полетом он приобрел бензиновый инверторный генератор "Patriot 1000i", оплатил дополнительное место багажа и прошел досмотр в аэропорту Владивостока. В аэропорту Нарита (Токио) службой безопасности было отказано в дальнейшей перевозке генератора в связи с наличием запаха бензина в топливном баке, генератор оставлен в аэропорту, его обратная отправка в г. Владивосток невозможна. Так как ответчик отказался возместить стоимость генератора, Чудов С.В. просил суд взыскать с АО "Международный аэропорт Владивосток" стоимость генератора в размере 22 390 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, неустойку в размере 22 390 рублей, штраф.
Определением мирового судьи судебного участка N 25 Фрунзенского судебного района г. Владивостока от 9 декабря 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ПАО "Аэрофлот - российские авиалинии".
Дело передано по подсудности мировому судье судебного участка N 3 Ленинского района г. Владивостока.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО "Авиакомпания "Аврора", ООО "Мейджик Лайнс".
Решением врио мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Владивостока от 25 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 июня 2023 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Чудова С.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, возражений по доводам жалобы, Девятый кассационный суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 22 декабря 2020 года Чудов С.В. через агента ООО "Мейджик Лайнс" приобрел авиабилеты на 24 января 2021 года по маршруту Владивосток-Токио-Гуам.
Рейс по маршруту Владивосток-Токио осуществляла АО "Авиакомпания "Аврора".
Чудовым С.В. также оплачено дополнительное место для багажа с целью перевозки бензинового инверторного генератора "Patriot 1000i".
При осуществлении посадки на рейс Владивосток-Токио его багаж был досмотрен и допущен к вылету.
В аэропорту Нарита (Токио) при осуществлении посадки на рейс, следующий по маршруту Япония-Гуам, перед пропускными воротами сотрудниками аэропорту был составлен акт об изъятии генератора. Согласно акту от 24 января 2021 года, пассажир согласился с тем, что генератор, чей провоз в багаже не запрещен основными условиями перевозки, будет изъят и не подлежит возврату. Акт подписан, в том числе Чудовым С.В.
Разрешая заявленный спор, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 82 Воздушного кодекса Российской Федерации, Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утверждённых Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется ввиду следующего.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Согласно пункту 37 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 N 82 (далее - Правила), при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; о требованиях, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.
Согласно пунктам 189, 190 Правил, перевозка ценного груза, скоропортящегося груза, тяжеловесного груза, негабаритного груза, объемного груза, живности, опасного груза, человеческих останков, останков животных требует особых условий перевозки воздушным транспортом.
Грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются к перевозке, если они допущены к перевозке международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка таких грузов.
Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке в соответствии с Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К перевозке принимаются только надлежащим образом классифицированные, идентифицированные, упакованные, маркированные, документально оформленные опасные грузы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 196 Правил).
Согласно Doc 9284 AN/905 ИКАО, двигатель, работающий на топливных элементах, содержащих легковоспламеняющийся газ, относится к категории опасных грузов.
Пунктом 14 Правил установлено, что пассажир при бронировании сообщает необходимую информацию о своих персональных данных и, при наличии, - об особых условиях перевозки пассажира, багажа.
Согласно подпункту 17 пункта 25 Правил для бронирования необходимо согласовать с перевозчиком перевозку предметов или веществ, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов или классифицированы как опасные грузы в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что при приобретении авиабилетов на рейс Чудов С.В. не заявлял о перевозке бензинового генератора, что следует из протокола бронирования авиабилета, то есть перевозчика в известность об особых условиях перевозки груза не поставил, требование о предоставлении дополнительной информации о перевозке особой категории груза не запросил, из чего следует, что права Чудова С.В. как потребителя нарушены не были.
Приведенные заявителем доводы в кассационной жалобе, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору и не могут быть приняты во внимание. Суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по разрешению вопросов факта, исследованию и оценке доказательств. Процессуальный закон относит это к прерогативе судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке, поскольку суд кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по переоценке доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N 3 Ленинского судебного района г. Владивостока от 25 января 2023 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Владивостока от 19 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.