Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А, судей Храмцовой Л.П, Воробьевой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах ФИО7 к КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3", Министерству здравоохранения Приморского края о возложении обязанности по обеспечению средствами к дозатору инсулина, по кассационной жалобе КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3", на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П, пояснения представителя КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" - Рябова Е.Н, возражения ФИО8, возражения прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился с иском в интересах ФИО9 к КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3", Министерству здравоохранения Приморского края, указав, что Гончарова А.А. имеет прикрепление к КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" с 12 мая 2022 года, состоит на диспансерном учете и получает медико-санитарную помощь у врача-эндокринолога с диагнозом: "данные изъяты". ФИО10 дано направление на госпитализацию в КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2" на 07 сентября 2022 года с целью решения вопроса о коррекции терапии и "данные изъяты". ФИО11 с 07 сентября 2022 года по 16 сентября 2022 года находилась на обследовании и лечении в "данные изъяты" отделении КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 2", где в условиях стационара по жизненным показаниям ей установлен "данные изъяты". 17 ноября 2022 года ФИО13 осмотрена врачом-терапевтом, выписан рецепт на "данные изъяты" (2 упаковки). Вместе с тем, сотрудниками КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" рецепты на расходные материалы к "данные изъяты", а также "данные изъяты" не выписывались, так как ФИО14 не является инвалидом. С учетом уточнений, просил обязать КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" оформить рецепт ФИО15 на получение "данные изъяты"; обязать Министерство здравоохранения Приморского края обеспечить ФИО16 медицинскими изделиями в виде "данные изъяты" в количестве 1 шт.на 6 дней, всего 60 штук в год, резервуарами для "данные изъяты" в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, "данные изъяты" набором Минимед Мио в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены. На КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" возложена обязанность оформить рецепт ФИО17 на получение "данные изъяты" На Министерство здравоохранения Приморского края возложена обязанность обеспечить ФИО18 медицинскими изделиями в виде "данные изъяты" в количестве 1 шт.на 6 дней, всего 60 штук в год, резервуарами для "данные изъяты" в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, "данные изъяты" набором "данные изъяты" в количестве 1 шт. на 3 дня, всего 101 штука на год, в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" просит отменить апелляционное определение как незаконное.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение, ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке и пределах статей 379.5-379.7 ГПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов поданной жалобы, представленных возражений на кассационную жалобу, суд не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой и апелляционной инстанции.
По делу установлено, что ФИО19 наблюдается в КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3", состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом: "данные изъяты".
06 сентября 2022 года ФИО20 дано направление на госпитализацию в ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" с целью решения вопроса о коррекции терапии и установки "данные изъяты"
С 07 сентября по 16 сентября 2022 года ФИО21 находилась на обследовании и лечении в "данные изъяты" отделении ГБУЗ "Краевая клиническая больница N2", где в условиях стационара по жизненным показаниям ей установлен "данные изъяты".
Решением врачебной комиссии КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" от 22 февраля 2023 установлена нуждаемость ФИО22 в назначении следующих расходных материалов к "данные изъяты": "данные изъяты" -1 упаковка в месяц (в упаковке 10 штук), 12 упаковок в год; устройство для "данные изъяты" упаковка в месяц (в 1 упаковке 12 штук), 12 упаковок в год.
На данные расходные материалы выписаны рецептурные бланки КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив нуждаемость ФИО23 в заместительной "данные изъяты" терапии системами постоянной "данные изъяты" по медицинским показаниям, отраженным в выписке из протокола решения врачебной комиссии КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" от 22 февраля 2023 N N, пришел к выводу о наличии правовых оснований для обеспечения ФИО24 необходимыми ей медицинскими изделиями (расходными материалами к инсулиновой помпе), поскольку КГБУЗ "Владивостокская поликлиника N 3" рецептами на получение "данные изъяты" в необходимом количестве ФИО25 не обеспечивало, пришел к выводу, что со стороны Министерства здравоохранения Приморского края не было ненадлежащим образом организовано обеспечение истца указанными медицинскими изделиями.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней ("данные изъяты"), являющихся неотъемлемой частью системы "данные изъяты" и требующих периодической замены для использования по назначению.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводы судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В кассационной жалобе ответчик ссылается на то, что федеральными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не предусмотрено бесплатное обеспечение граждан такими медицинскими изделиями, как датчики непрерывного "данные изъяты", решение врачебной комиссии о нуждаемости ФИО26 по жизненным показаниям в системе непрерывного "данные изъяты" не принималось, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия находит данные доводы заслуживающими внимание.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 29 указанного ФЗ N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч. 1).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (пункт 2), с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1053н утверждены пять стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа: стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, стандарт специализированной медицинской помощи взрослым при тяжелой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа, стандарт медицинской помощи взрослым при диабетической нейропатии, диабетической остеоартропатии при сахарном диабете 1 типа, стандарт медицинской помощи взрослым при диабетической нефропатии при сахарном диабете 1 типа и стандарт медицинской помощи взрослым при нарушениях периферического кровоснабжения без критической ишемии конечности при сахарном диабете 1 типа.
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Соответственно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием "сахарный диабет" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Между тем, решение врачебной комиссии о нуждаемости ФИО27 по жизненным показаниям в системе непрерывного "данные изъяты" не принималось и в материалах дела отсутствует.
При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на ответчиков обеспечить ФИО28 рецептом и медицинскими изделиями, которые не входят в программу государственных гарантий и не приняты по жизненным показаниям врачебной комиссией, у судов не имелось.
При этом предписания лечащего врача, рекомендации врача - "данные изъяты" не тождественны решению врачебной комиссии и не имеют правового значения для данного дела.
Вывод апелляционного суда о том, что использование имплантированной ФИО29 "данные изъяты" невозможно без расходных материалов к ней ("данные изъяты"), являющихся неотъемлемой частью системы "данные изъяты" и требующих периодической замены, не основано на установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах и не следует из норм права, регулирующих данные правоотношения.
Фактически, суды, не обладая специальным познанием в рассматриваемой сфере, без заключения специалистов, свидетельствующих, что ФИО30 по жизненным показаниям необходимо использование датчиков непрерывного "данные изъяты", и надлежащего исследования представленных по делу доказательств, а также правового обоснования пришли к вышеуказанным выводам, тем самым подменив полномочия и функции врачебной комиссии, что повлияло на исход дела.
При этом суды не дали оценки тому, что ФИО31 решением врачебной комиссии установлены альтернативные методы "данные изъяты", определен необходимый объем медицинских изделий, выводы по которым суды признали решение врачебной комиссии не отвечающим ее состоянию по жизненным показаниям, не приведены.
При таких обстоятельства, выводы судов нельзя признать основанным на полном и всестороннем исследовании юридически значимых обстоятельств дела, а судебные решения законными.
Согласно части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, суд апелляционной инстанции судебное решение, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, оставил без изменения.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 августа 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в отмененной части в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 15 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.