Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев протест заместителя прокурора города Москвы С. на вступившее в законную силу постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года, вынесенное в отношении ООО "Эпоха" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года, ООО "Эпоха" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности путем запрета эксплуатации деятельности хостела ООО "Эпоха" ("мини-отель-музей кв. 27 Эпоха"), расположенного в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", стр. 1 на срок 90 суток.
Заместитель прокурора города Москвы С. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с протестом, в котором просит отменить постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года за необоснованностью и прекратить производство по делу.
ООО "Эпоха" извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названного выше протеста, представила пояснения, в которых поддержала протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста, судья приходит к следующему.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО "Эпоха" привлечено к административной ответственности на основании нормы статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что 4 мая 2023 года в 12 часов 00 минут, по адресу: "адрес" умышленно не выполнило требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении при проведении внеплановой выездной проверки в отношении хостела ООО "Эпоха" на основании решения N от 14 апреля 2023 года по состоянию на 3 мая 2023 года, а именно в трехдневный срок, юридическое лицо ООО "Эпоха" не предоставило документы по требованию должностного лица Управления Роспотребнадзора по г. Москве.
Действия ООО "Эпоха" квалифицированы по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем состоявшееся по делу постановление районного суда законным признать нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 2.1 названного кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Исходя из буквального толкования положений статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона указанного правонарушения заключается в умышленном невыполнении требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса; 7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении не следует, что по настоящему делу было возбуждено дело об административном правонарушении и должностное лицо требовало испрашиваемые от ООО "Эпоха" документы (сведения) в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Более того из имеющегося в материалах дела протокола об административном правонарушении от 23 мая 2023года в отношении ООО "Эпоха" по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении видно, что в отсутствие указанных (испрашиваемых) невозможно установить: правовые основания осуществления деятельности ООО "Эпоха" на территории ЦАО "адрес" по адресу: "адрес" вид, тип, целевое направление помещений, используемых для осуществления деятельности ООО "Эпоха", соответствия помещений хостела ООО "Эпоха", расположенных в жилом многоквартирном доме требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а также перечень мероприятий, проводимых юридическим лицом ООО "Эпоха" в рамках производства контроля по соблюдению санитарного законодательства (л.д.3-4).
Кроме того из самого требования о предоставлении документов усматривается, что непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления законной деятельности государственного органа, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет административную ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.19об).
На указанные обстоятельства судья районного суда внимания не обратил.
Привлекая к административной ответственности ООО "Эпоха" по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда в числе прочего сослался на положения статьи 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем из части 1 статьи 26.10 указанного Кодекса следует, что судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Доказательств того, что должностным лицом в рамках производства по делу об административном правонарушении выносилось определение об истребовании сведений необходимых для разрешения дела, и которые должны были быть представлены в трехдневный срок со дня получения определения нет.
Напротив, из материалов дела об административном правонарушении видно, что административным органом выносилось требование о предоставлении документов, с указанием срока в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения настоящего требования, в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 14 апреля 2023года N (л.д.19, 77).
Из пояснений к протесту заместителя прокурора города Москвы директора ООО "Эпоха" усматривается, что данное требование ими исполнено. Так указанное требование получено 28 апреля 2023года, о чем свидетельствует отметка директора Общества с датой и подписью на экземпляре Территориального отдела УФАС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве в ЦАО г. Москвы. Имеющиеся в их распоряжении документы были направлены в административный орган 3 мая 2023года, что подтверждается кассовым чеком АО "Почта России", а также штампом в описи вложения. Документы получены Роспотребнадзором 10 мая 2023года. При этом обращают внимание на то, что 29, 30 апреля были выходными днями, 1 мая 2023года праздничным выходным днем, то документы направлены до 4 мая 2023года.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статьей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного и положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя сделать безусловный вывод об обоснованности привлечения ООО "Эпоха" к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года, вынесенное в отношении ООО "Эпоха" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 статьи 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест заместителя прокурора г. Москвы удовлетворить.
Постановление судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июля 2023 года, вынесенное в отношении ООО "Эпоха" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.