Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Кузиной И.Г. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 15 сентября 2023 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Феникс" Аристовой ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Собинского городского суда Владимирской области от 15 сентября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее - ООО "Феникс", общество) Аристовой О.В. по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность.
Заместитель начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Кузина И.Г. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 15 сентября 2023 года за необоснованностью.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, 25 мая 2023 года заместителем начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области в отношении директора ООО "Феникс" Аристовой О.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последним в нарушении подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" нарушены сроки предоставления (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) в Управление персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области формы СЗВ-М за декабрь 2022 года, предоставив их 23 января 2023года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года производство по делу прекращено по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием, утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Рассматривая дело в порядке статей 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Собинского районного суда Владимирской области согласился с выводами мирового судьи и своим решением от 15 сентября 2023 года оставил без изменения постановление мирового судьи судебного участка N4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года.
Между тем с данными судебными актами согласиться нельзя в виду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01 января 2023 года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021 года N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений".
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N1862-О, от 17 июля 2018 года N1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 04 февраля 2019 года N8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 01 января 2023 года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022 года N245п Утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения.
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2023 года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018 года N3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 01 января 2023года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 01 января 2023 года.
Суды при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства не учли.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023 года N50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении нижестоящими инстанциями не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 15 сентября 2023 года, вынесенные в отношении директор ООО "Феникс" Аристовой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку на дату рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Кузиной И.Г. срок давности привлечения директора ООО "Феникс" Аристовой О.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г.Радужный Владимирской области.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области Кузиной И.Г. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 01 августа 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 15 сентября 2023 года, вынесенные в отношении директора ООО "Феникс" Аристовой ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.