Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу начальника Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области К. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Иваново от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф, на основании части 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено.
Решением судьи Советского районного суда города Иваново от 28 августа 2023 года, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года оставлено без изменения.
Начальник Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области К. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года и решение судьи Советского районного суда города Иваново от 28 августа 2023 года за необоснованностью.
Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, 30 мая 2023года должностным лицом ОСФР по Ивановской области N в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последняя в нарушении подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ от 1 апреля 1996года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представила в ОПФР по Ивановской области (с 1 января 2023 ОСФР по Ивановской области) по адресу: "адрес" сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за июль 2022 года в срок не позднее 15 августа 2022года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 в порядке подготовки к рассмотрению дела от 8 июня 2023года, производство по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф. по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании части 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 названного Кодекса, признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное (п.5 ч.1ст.24.5 КоАП РФ).
Рассматривая дело в порядке статей 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Советского районного суда г. Иваново согласился с выводами мирового судьи и своим решением от 28 августа 2023года, постановление мирового судьи судебного участка N 3 от 8 июня 2023 года, оставил без изменения.
Между тем с данными судебными актами согласиться нельзя в виду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996года N27-ФЗ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 января 2023года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021г. N103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений".
Статьей 17 Федерального закона N27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012г. N1862-О, от 17 июля 2018г. N1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019г. N8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022года N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022года N245п Утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения.
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018г. N3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023года.
Суды при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства не учли в полной мере.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023года N50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении нижестоящими инстанциями не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Иваново от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку на дату рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы начальника Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области К. срок давности привлечения генерального директора ООО "Реформа" Ф. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Советского судебного района города Иваново от 8 июня 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Иваново от 28 августа 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Реформа" Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.