Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зенин В.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Смарт Фэмили" Р. на вступившее в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда "адрес" от 25 февраля 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Смарт Фэмили" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 года, ООО "Смарт Фэмили" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Генеральный директор ООО "Смарт Фэмили" Р. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанный судебный акт, считая его незаконным.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1).
Пунктами 1, 3 статьи 29 Закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с пунктом 2.11 СП 2.1.3678 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
Согласно пункту 4 СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - Требования) санитарные правила распространяются на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пунктом 5 Требований установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Пунктом 11 Требований определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разработать и утвердить программу производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, и обеспечить его выполнение.
В силу пункта 15 Требований, при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Пункт 129 Требований предусматривает в организациях, реализующих продукцию производственно-технического назначения, товаров для личных и бытовых нужд, при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования: 1) не допускается наличие грызунов и насекомых; 2) профилактические дезинфекционные мероприятия осуществляются ежедневно (в комнатах приема пищи персонала, санитарных узлах для персонала и посетителей). В период эпидемиологического неблагополучия - в соответствии с требованиями Санитарных правил; 3) профилактическую дезинфекцию осуществляет обученный персонал организации, либо персонал организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 3 ноября 2021 года в 14 часов 36 минут по адресу: "адрес", при оценке полноты проведения юридическим лицом ООО "Смарт Фэмили" дополнительных санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции в зоомагазине "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес" были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, а именно: не в полном объеме проводились мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи новой коронавирусной инфекции: в помещениях магазина не проводились мероприятия по обеззараживанию воздуха с целью уничтожения болезнетворных микроорганизмов - рециркулятор медицинский "ARMED" СН 11-115 хранился на полу в торговом зале между стеллажами, на момент осмотра не функционировал, журнал учета работы рециркулятора не ведется; уборочный инвентарь, используемый для уборки не промаркирован, в том числе уборочный инвентарь для уборки туалета; согласно данным журнала Учета температуры сотрудников магазина ООО "Смарт Фэмили" 3 ноября 2021 года перед началом рабочей смены не осуществлялся контроль температуры тела работников, в журнале отсутствуют сведения о результатах термометрии и личная подпись работников; в кассовой зоне торгового зала и туалете для сотрудников имеются емкости (без маркировки) с неизвестным содержимым (средства для обработки рук персонала и посетителей хранятся не в промышленной (заводской)
упаковке с маркировкой изготовителя, содержащей информацию, в том числе о способах использования и мерах предосторожности; хранение товара на полу в торговом зале, в подсобном помещении, что затрудняло проведение уборки помещений, отмечено скопление пыли, мусора, грязи, в том числе при входе в магазин и в подсобном помещении, что является нарушением статей 11, 24, 29 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 N52-ФЗ, пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", пункта 2.11 СП 2.1.3678 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", пунктов 4, 5, 11, 15, 129 СанПин 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Обстоятельства совершения ООО "Смарт Фэмили" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 27 декабря 2021 года; протоколом от 3 ноября 2021 года об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; фототаблицей; видеозаписью; выпиской из ЕГРЮЛ ООО "Смарт Фэмили", получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия ООО "Смарт Фэмили" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о наличии двух протоколов об административном правонарушении подлежат отклонению в связи с тем, что представленный в материалы дела протокол об административном правонарушении от 25 ноября 2021 в виде незаверенной надлежащим образом ксерокопии не отвечает требованиям допустимости доказательств.
Довод жалобы о составлении протокола об административном правонарушении при отсутствии защитника Общества также подлежит отклонению в связи с тем, что ООО "Смарт Фэмили" было надлежащим образом уведомлено о дате и времени составления протокола. Согласно отчету об отслеживании отправления с идентификатором N уведомление о явке для составления названного протокола, направленное в адрес Общества было возвращено в связи с истечением срока хранения (л.д. 9).
Согласно абзацу 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N343.
Указанные разъяснения применимы и к случаям извещения ООО "Смарт Фэмили" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой судом доказательств по делу само по себе не может служить правовым основанием для отмены вступивших в законную силу судебного постановления.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО "Смарт Фэмили" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено. Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, вышестоящий суд приходит к выводу о том, что постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 февраля 2022 года, вынесенное в отношении ООО "Смарт Фэмили" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Смарт Фэмили" Р. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции В.А. Зенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.