Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Иванова Д.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца, представителя административных истцов Соколова Петра Анатольевича на решение Московского городского суда от 30 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2023 года, вынесенные по административному делу N3а-3495/2022 по коллективному административному исковому заявлению Соколова Петра Анатольевича, Федорова Николая Александровича, Смирновой Елены Вильямовны, Поздеева Владимира Викторовича, Поздеевой Ольги Васильевны, Морозова Алексея Сергеевича, Захаренко Романа Леонидовича, Шиляевой Лидии Семеновны, Коротковой Анны Александровны, Коротковой Ирины Борисовны, Плотникова Алексея Юрьевича, Сергеевой Татьяны Александровны, Арунова Александра Вениаминовича, Приваловской Александры Юрьевны, Семехиной Татьяны Владимировны, Скобель Елены Леонидовны, Чижова Анатолия Васильевича, Чижовой Галины Андреевны, Киселевой Елены Валерьевны, Киселевой Ирины Сергеевны, Щукиной Галины Анатольевны, государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа N 1248" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2020 года N 2354-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 1, 2 района Фили - Давыдково города Москвы".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения Соколова П.А, действующего в своих интересах и интересах административных истцов по доверенности, доводы кассационной жалобы поддержал, возражения представителя Правительства Москвы, Москомархитектура по доверенности Котова С.А, Департамента информационных технологий по доверенности Борзенковой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной О.В полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2020 года Правительством Москвы принято постановление N 2354-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 1, 2 района Фили-Давыдково города Москвы" (далее - ППТ, проект). Указанный нормативный правовой акт подписан Мэром Москвы и опубликован на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (http://www.mos.ru), а также размещен в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 53 от 29 декабря 2020 года (далее - Постановление N 2354-ПП).
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Москвы N 2354-ПП.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление не соответствуют действующему законодательству, существенно нарушает законные права административных истцов на благоприятную среду жизнедеятельности, безопасность жизни, здоровья и сохранность частной собственности, поскольку они проживают на территории, в отношение которой утвержден оспариваемый проект планировки.
Кроме того, по мнению административных истцов, публичные слушания проведены с нарушением порядка и процедуры, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Решением Московского городского суда от 30 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2023 года Соколов П.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ввиду неправильного применения и толкования судами норм материального и процессуального права. В обоснование доводов кассационной жалобы приведены доводы о ненадлежащем уровне технической поддержки сайтов mos.ru, и проекта ag.mos.ru. По мнению административных истцов, в нарушение статьи 5.1. ГрК РФ к участию в общественных обсуждениях был допущен более широкий круг лиц, чем установлено законом.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из содержания статьи 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2).
В силу части 10 статьи 63 ГрК РФ по проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 названного Кодекса, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы (далее - ГрК г. Москвы) публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.
Порядок принятия решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний устанавливается Правительством Москвы (часть 1 статьи 68.1 ГрК г. Москвы).
В части 5 статьи 68 ГрК г. Москвы установлено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности: 1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний; 2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция); 3) проведение собрания участников публичных слушаний; 4) оформление протокола публичных слушаний; 5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2019 года N 448-ПП утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы (далее по тексту - Порядок).
Порядком предусмотрено, что общественные обсуждения проводятся в соответствии с ГрК РФ, ГрК г. Москвы и данным Порядком проведения общественных обсуждений в целях учета интересов физических и юридических лиц при осуществлении градостроительной деятельности, соблюдения прав человека на благоприятные окружающую среду и условия жизнедеятельности.
Для проведения общественных обсуждений используется официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) государственная информационная система, определенные Департаментом информационных технологий города Москвы.
Решение о проведении общественных обсуждений в соответствии с настоящим Порядком принимается организатором на основании решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Процедура проведения общественных обсуждений включает в себя: оповещение о начале общественных обсуждений; размещение проекта на официальном сайте и открытие экспозиции проекта, проведение экспозиции проекта; подготовка и оформление протокола общественных обсуждений; подготовка, оформление и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Распоряжением Департамента информационных технологий города Москвы от 28 июня 2019 года N 64-16-273/19 утверждены Правила использования сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве, в котором для проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве определена подсистема Единой городской автоматизированной системы обеспечения поддержки деятельности Открытого правительства города Москвы - информационная система, с использованием которой осуществляется реализация проекта "Активный гражданин", включая сайт проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Оспариваемым постановлением утвержден проект планировки территории, подготовленный в целях развития транспортной инфраструктуры территории: строительство улицы местного значения (проектируемый проезд N 1), уширение проезжей части Давыдковской улицы (участок от Нежинской улицы до Староможайского шоссе), реконструкцию Давыдковской улицы (участок от Нежинской улицы до Кременчугской улицы), устройство тротуаров (участок от Нежинской улицы до Кременчугской улицы и участок от Староможайского шоссе до Славянского бульвара), устройство парковочных "карманов" на Давыдковской улице, переустройство остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта (далее - НГПТ) с устройством павильонов и заездных "карманов" на Давыдковской улице и Славянском бульваре, переустройство остановочных пунктов НГПТ на Славянском бульваре и Давыдковской улице без устройства заездных "карманов", устройство нового остановочного пункта НГПТ с устройством павильона и заездного "кармана" на Давыдковской улице (участок от Нежинской улицы до Кременчугской улицы), устройство парковочных мест в составе улично-дорожной сети (далее - УДС), устройство светофорного объекта на пересечении Давыдковской улицы и проектируемого проезда N 5186, устройство светофорного объекта с вызывным пешеходным табло на проектируемом проезде N 1 в районе размещения социальных объектов, устройство светофорного объекта с вызывным пешеходным табло на Давыдковской улице в районе размещения проектируемого пешеходного перехода, устройство и переустройство наземных пешеходных переходов, строительство и реконструкцию внутриквартальных проездов общего пользования, строительство разворотных площадок на внутриквартальных проездах общего пользования, устройство парковочных мест вдоль внутриквартальных проездов.
Как верно установлено судами, проект планировки территории, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2020 года N 2354-ПП "Об утверждении проекта планировки территории кварталов 1, 2 района Фили-Давыдково города Москвы", соответствует Генеральному плану города Москвы и направлен на реализацию его целей и задач.
Также принятое постановление Правительства Москвы N 2354-ПП соответствует Правилам землепользования и застройки г. Москвы, которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" и являются в силу пунктов 8 и 9 статьи 1 ГрК РФ документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, при этом градостроительные регламенты включают в себя устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2020 года N 2233-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП" в правила землепользования и застройки города Москвы внесены изменения в отношении рассматриваемой территории. Предлагаемые оспариваемым проектом планировки территории кварталов 1, 2 района Фили-Давыдково города Москвы мероприятия по развитию территории соответствуют видам разрешенного использования и предельным параметрам строительства, реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанций верно исходили из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
Вопреки доводам административных истцов о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, при проведении общественных обсуждений требования статьи 5.1 ГрК РФ были соблюдены.
Достоверных доказательств некорректной работы сайтов в материалы дела не представлено. Указанные доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки обеих судебных инстанций, мотивированно ими отвергнуты в оспариваемых судебных актах. Оснований не согласиться с указанными выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Утверждение административных истцов о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом их прав и прав иных лиц на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности также не нашли своего объективного подтверждения в процессе рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что процедура проведения публичных слушаний оспариваемого проекта планировки, предусмотренная приведенными выше нормами федерального и регионального законодательства, была соблюдена.
Несогласие административных истцов с результатами публичных слушаний не свидетельствует о нарушении порядка их проведения, который материалами дела не подтвержден.
Приведенные выше выводы судов учитывают и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер. Публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Иные доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, а также выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку исследованных им доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки.
Между тем, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ, применительно к статье 328 КАС РФ, с учетом разъяснений данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов по делу не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административных истцов по приведенным в ней доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 30 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Соколова П.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 13 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.