Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Денисова Ю.А, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вышневолоцкий ордена "Знак Почета" мебельно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - ОАО "Вышневолоцкий МДОК") на решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 5 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-294/2023 по административному исковому заявлению ОАО "Вышневолоцкий МДОК" о признании недействующим в части постановления Администрации Вышневолоцкого городского округа от 18 октября 2022 года N 246 "О внесении изменений в постановление Администрации Вышневолоцкого городского округа от 10 декабря 2020 года N 469 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области до 2034 года".
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя ОАО "Вышневолоцкий МДОК" по доверенности Шенденцову О.С, поддержавшую кассационную жалобу, заслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Саниной А.В, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Администрации Вышневолоцкого городского округа от 13 января 2022 года N 19-1-р "О разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области" принято решение о разработке проекта актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области.
17 января 2022 года на официальном сайте муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" размещено уведомление о проведении актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области до 2034 года по состоянию на 2023 год.
9 сентября 2022 года на официальном сайте муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" опубликованы сведения о размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения и проект актуализированной схемы теплоснабжения.
15 сентября 2022 года издано постановление Администрации Вышневолоцкого городского округа N 19-пг "О проведении публичных слушаний по проекту актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкого городского округа Тверской области до 2034 года по состоянию на 2023 год".
12 октября 2022 года проведены публичные слушания, по итогам которых составлены протокол и заключение, которые 13 октября 2022 года размещены на официальном сайте муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликованы в газете "Вышневолоцкая правда" от 21 октября 2022 года.
18 октября 2022 года постановлением Администрации Вышневолоцкого городского округа от N 246 "О внесении изменений в постановление Администрации Вышневолоцкого городского округа от 10 декабря 2020 года N 469 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области до 2034 года" (далее - Схема теплоснабжения, Постановление N 246) утверждена схема теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области до 2034 года, которое было опубликовано в газете "Вышневолоцкая правда" от 21 октября 2022 года и 19 октября 2022 года, размещено на официальном сайте муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ОАО "Вышневолоцкий МДОК" обратилось в суд с административным иском о признании недействительной Схемы теплоснабжения в части приложения, а именно: п.п. 26, 56, 57 таблицы 1.3 п. "б" раздела 1; в таблице 1.6 п. "г" раздела 1 в части производственной котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК"; п.п. 2 таблицы 2.1 п. "а" раздела 2; таблицы 2.26 п. "в" раздела 2 с примечанием; таблицы 2.57 п. "в" раздела 2; таблицы 2.58 п. "в" раздела 2; в таблице 3.2 п. "а" раздела 3 в части котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК", г. Вышний Волочек; п.п. 25 в таблице 5.2 п. "з" раздела 5 в части котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК", г. Вышний Волочек; п.п. 25 в таблице 5.3 п. "з" раздела 5 в части котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК", г. Вышний Волочек; п.п. 2 таблицы 8.1 п. "а" раздела 8; п.6 примечания к таблице 8.1 п. "а" раздела 8; п.п. 2, п.п. 56, п.п. 57 таблицы 8.2 п. "а" раздела 8; п.п. 2, п.п. 56, п.п. 57 таблицы 8.3 п. "а" раздела 8; п.п. 2, п.п. 56, п.п. 57 таблицы 8.4 п. "а" раздела 8; в таблице 8.5 п. "а" раздела 8 в части производственной котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК"; в таблице 11.1 п. "б" раздела 11 в части производственной котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК"; п.п. 25 таблицы 11.2 п. "д" раздела 11; таблицы 14.50 раздела 15; таблицы 14.56 раздела 15; таблицы 14.57 раздела 15.
Требования мотивированы тем, что Постановление N 246 нарушает права и законные интересы ОАО "Вышневолоцкий МДОК" в сфере предпринимательской и экономической деятельности, так как в утвержденной актуализированной на 2022 год схеме теплоснабжения муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области до 2034 года внесены изменения о понуждении ОАО "Вышневолоцкий МДОК" поставлять тепловую энергию от производственной котельной вплоть до 2023 года включительно. При этом, такие изменения внесены с нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и противоречат требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей".
Решением Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 24 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 5 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 августа 2023 года ОАО "Вышневолоцкий МДОК" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается на то, что в нарушение пункта 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления вправе приостановить вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации не более чем на три года. Администрацией города Вышний Волочек письмом N 1956/01-22а от 23 ноября 2017 года приостановлен вывод источника тепловой энергии (газового котла ДКВР 10/13) из эксплуатации до 1 августа 2021 года. В настоящее время Администрация Вышневолоцкого округа, включив спорный источник тепловой энергии в Схему теплоснабжения на 2023 год, в судебном порядке обязывает административного истца возобновить в полном объеме поставку тепловой энергии и горячей воды ООО "ТЕПЛОСЕТЬ" Вышневолоцкий филиал для нужд горячего водоснабжения и отопления на объекты жилого фонда и социально-значимые объекты микрорайона МДОК. Таким образом, административный ответчик скрывает свое бездействие, выразившееся в неосуществлении строительства новых котельных. Прокуратурой Тверской области в адрес главы Вышневолоцкого городского округа внесено представление по факту несоблюдения правил о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей. Срок безопасной эксплуатации парового котла, установленный в заключении экспертизы промышленной безопасностиN 863/ТУ/12/2019, закончился 15 июля 2023 года. Новым экспертным заключением N 3622/ТУ/12/2023 срок дальнейшей эксплуатации котла составляет два года с понижением рабочего давления до 0, 75 Мпа и рабочей температуры до +16. В связи с тем, что мощность источника тепловой энергии снижена в два раза, существует угроза возникновения дефицита тепловой энергии и чрезвычайных ситуаций в отопительный период 2023-2024 годы.
Администрацией Вышневолоцкого городского округа при актуализации Схемы теплоснабжения не были соблюдены сроки, установленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Постановление N 154), Схема теплоснабжения была утверждена позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 3, 6, 20, 21, 23 Закона о теплоснабжении, статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), пунктами 3, 9, 10, 19-24, 26, 37, 38 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - Требования N 154), разъяснениями данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пришли к выводу:
Постановление N 246 принято в соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречит;
нарушения прав административного истца не установлено, актуализированная Схема теплоснабжения, разработана в целях обеспечения бесперебойного теплоснабжения потребителей г. Вышний Волочек, на основе принципов теплоснабжения и фактически сложившегося многолетнего порядка теплоснабжения Вышневолоцкого городского округа, не предусматривающего для рассматриваемых объектов альтернативных источников тепловой энергии;
истечение предельного трехгодичного срока приостановления вывода источника тепла, установленного статьей 21 Закона о теплоснабжении, не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку удовлетворение заявленных административных истцом требований может повлечь перебои теплоснабжения населения городского округа, нарушить баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;
согласно оспариваемой Схеме теплоснабжения до 2034 (актуализация на 2023 год) в 2024 году предусмотрено строительство модульной автоматизированной котельной мощностью 9, 0 Гкал/ч по адресу: г. Вышний Волочек, ул. Лесозаводская, д. 7 с переключением на данную котельную с котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК" потребителей микрорайона МДОК и модульной автоматизированной котельной мощностью 9, 0 Гкал/ч по адресу: г. Вышний Волочек, ул. Спортивная с переключением на данную котельную с котельной ОАО "Вышневолоцкий МДОК" потребителей микрорайона МДОК (ул. Спортивная), получение потребителями тепловой энергии из иных источников ранее окончания строительства в 2024 году указанных модульных автоматизированных котельных невозможно;
нарушение срока размещения уведомления о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения и срока утверждения актуализированной схемы теплоснабжения не свидетельствуют о существенном нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, влекущем его безусловную отмену по данному основанию.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Позиция судов первой и апелляционной инстанций подробно и аргументированно изложена в обжалуемых судебных актах, кассационная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение правильность обжалуемых постановлений.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, а также соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункты 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Законом о местном самоуправлении установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суды первой и апелляционной инстанций выполнили приведенные выше требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пришли к правомерному выводу о том, что Постановление N 246 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о несущественности нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, выразившегося в нарушении срока размещения уведомления о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения и срока утверждения актуализированной схемы теплоснабжения, также являются правильными, соответствующими разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Доводы кассационной жалобы об истечении предельного трехгодичного срока приостановления вывода источника тепла, установленного статьей 21 Закона о тепловой энергии, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции, мотивированно отвергнуты.
Указанные доводы кассационной жалобы не влияют на законность принятых по данному делу судебных актов, которыми в порядке абстрактного нормоконтроля были проверены оспоренные положения Схемы теплоснабжения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора обоснованно указано на необходимость соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и недопустимость создания чрезвычайных ситуаций, влекущих перебои тепловой энергии.
В рассматриваемом случае, с учетом отсутствия в данной части округа иных альтернативных источников тепловой энергии, наличия экспертного заключения N 3622/ТУ/12/2023 о возможности эксплуатации спорного газового котла в будущей перспективе до 2023 года включительно и запланированного строительства до 2024 года модульных автоматизированных котельных, довод кассационной жалобы о нарушении прав административного истца является несостоятельным.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в этих судебных актах.
Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемых судебных актов, судебными инстанциями не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 24 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Вышневолоцкий МДОК" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.