Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Денисова Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-513/2023 по административному иску Буданцевой Юлии Владимировны к Министерству имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, министру имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области А.В. Сердюкову о признании незаконным акта об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, объяснения представителя Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области и министра имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области по доверенности Веденееву А.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Буданцевой Ю. В. по доверенности Разумкову Г.Н, возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Буданцева Ю.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 68:20:3702001:129, 68:20:3702001:131, 68:20:3702001:133, площадью 10 000 кв.м, 5 000 кв.м и 5 000 кв.м соответственно, расположенных по адресу: "адрес"
26 октября 2022 года Буданцева Ю.В. обратилась в Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области) с заявлением о переводе земельных участков из категории "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности и иного специального назначения". На момент обращения спорные земельные участки имели вид разрешенного использования "производственная деятельность".
Согласно Генеральному плану муниципального образования Донской сельсовет, принадлежащие Буданцевой Ю.В. земельные участки находятся в функциональной зоне "производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры".
Решением Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области от 23 декабря 2022 года N 10-04/11689 административному истцу отказано в изменении категории земли на "земли промышленности и иного специального назначения" на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории земельных участков.
Буданцева Ю.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения от 23 декабря 2022 года Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области об отказе в переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, возложении обязанности рассмотреть ходатайство об изменении категории земельных участков в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года требования Буданцевой Ю.В. удовлетворены частично, оспариваемый отказ Министерства имущественных отношений и государственной заказа Тамбовской области признан незаконным, на Министерство имущественных отношений и государственной заказа Тамбовской области возложена обязанность повторно рассмотреть ходатайство Буданцевой Ю.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 августа 2023 года, Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального и процессуального права. По мнению административного ответчика, в отсутствие документации по планировке территории, не представляется возможным оценить требуемое в силу Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" соответствие испрашиваемого целевого назначения такой документации по планировке территории. Земельные участки административного истца не имеют выхода на улично-дорожную сеть. При этом, установление красных линий обусловлена необходимостью организации проезда к указанной территории. Отказ в предоставлении государственной услуги был дан не в связи с отсутствием документации по планировке территории в пакете представленных документов, а в целом в связи с ее отсутствием и невозможностью проверить соответствие испрашиваемого целевого назначения земель такой документации. Виды разрешенного использования отношения к рассматриваемому делу не имеют, так как это не является безусловным основанием для перевода земельных участков из одной категории в другую.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перевод земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (пукнкты 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 2 Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Требования к содержанию ходатайства устанавливаются уполномоченными органами государственной власти и определены также в части 3 указанной статьи.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21декабря 2004 года N 172-ФЗ).
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается, в том числе в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (статья 4 Федерального закона от 21декабря 2004 года N 172-ФЗ).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).
Из содержания части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ к видам документации по планировке территории относится проект планировки территории и проект межевания территории.
Как установлено судами и подтверждено сторонами спора, в отношении принадлежащих административному истцу на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 68:20:3702001:129, 68:20:3702001:131, 68:20:3702001:133 каких-либо решений об утверждении документации по планировки территории не принималось.
При этом в ходе рассмотрения дела судами установлено, что решением Донского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области от 17 апреля 2013 года N 248 утвержден документ территориального планирования - генеральный план муниципального образования Донской сельсовет. Согласно указанному документу земельные участки, заявленные Буданцевой Ю.В. к переводу, относятся к функциональной зоне "производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры".
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя административный иск и признавая незаконным оспариваемое решение от 23 декабря 2022 года, пришли к обоснованному выводу, что в рассматриваемых правоотношениях отсутствие документации по планировке территории, не может ограничивать права административного истца, предусмотренные федеральным законодательством.
При этом, судами обеих инстанций принято во внимание, что в соответствии с данными ЕГРН на дату рассмотрения спора судом в отношении спорных земельных участков установлена категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы административного ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и правильных выводов судов не опровергают.
При этом, по своей сути доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судебными инстанциями при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах. Оснований не согласиться с указанной оценкой у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.