Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Циркуновой О.М, Войты И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и.о. министра труда и социальной политики Донецкой Народной Республики ФИО1 (поступившую в суд кассационной инстанции с делом - 4 сентября 2023 года) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда
Донецкой Народной Республики от 20 июля 2023 года, вынесенные
по административному делу N 2а-53-1/2023 по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда и социальной политики Донецкой Народной Республики об отмене решения Комиссии Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 8 апреля 2022 года о единовременной выплате, взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском
к Министерству труда и социальной политики Донецкой Народной Республики, в котором, с учетом уточнения, просила: отменить решение Комиссии Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 8 апреля 2022 года о единовременной выплате ФИО9 5 000 000 рублей; обязать административного ответчика принять решение о выплате ей единовременной выплаты в размере 2 500 000 рублей; взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда
в размере 1 500 000 рублей; вынести в адрес административного ответчика частное определение.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с гибелью при исполнении служебных обязанностей в составе вооруженных сил Донецкой Народной Республики ее сына - ФИО8 ей положена единовременная выплата, в которой ей было необоснованно отказано административным ответчиком, сославшимся на решение от 8 апреля
2022 года, которым данная единовременная выплата была произведена
в полном объеме в адрес ее бывшего супруга - ФИО9, являющегося отцом погибшего ФИО8
Решением Центрально-Городского межрайонного суда города Макеевки Донецкой Народной Республики от 2 марта 2023 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Донецкой Народной
Республики от 20 июля 2023 года вышеуказанное решение суда отменено
с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
Признано незаконным решение Комиссии Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики от 8 апреля 2022 года (оформленное протоколом от 8 апреля 2022 года N 375) о единовременной выплате ФИО9 5 000 000 рублей.
На Министерство труда и социальной политики Донецкой
Народной Республики возложена обязанность принять решение о выплате административному истцу единовременной компенсации в связи с гибелью ФИО8 в размере 2 500 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе и.о. министра труда и социальной политики Донецкой Народной Республики ФИО1 ставится вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции по мотиву несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Приводит доводы о законности принятого решения о выплате отцу погибшего военнослужащего ФИО8 суммы единовременной выплаты в полном объеме.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 8 сентября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований
для ее удовлетворения, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции таких нарушений не допущено.
Указом Главы Донецкой Народной Республики от 7 марта 2022 года N 53 "О предоставлении социальных гарантий отдельным категориям лиц из числа защитников Донецкой Народной Республики и членам их семей" определены социальные гарантии отдельным категориям лиц из числа защитников Донецкой Народной Республики и членам их семей.
В соответствии с пунктом 1 названного Указа установлено, что в случае гибели (смерти) лица из числа военнослужащих в период с 24 февраля 2022 года до прекращения действия Указа Главы Донецкой Народной Республики от 19 февраля 2022 года N 29 "О проведении общей мобилизации", членам его семьи осуществляется единовременная выплата в размере 5 000 000 рублей.
Пунктом 2 Указа установлено, что единовременная выплата осуществляется в соответствии с Порядком предоставления единовременной компенсации за вред жизни и здоровью граждан, причиненный в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины, утвержденным Указом Главы Донецкой Народной Республики от 16 декабря 2017 года (далее- Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка единовременная компенсация за вред жизни и здоровью граждан, причиненный в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины устанавливается постоянно действующей комиссией по оказанию помощи пострадавшим при военных действиях, созданной при Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
Для установления единовременной компенсации подается заявление об установлении единовременной компенсации за вред жизни и здоровью граждан, причиненный в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины, предъявляется паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
При предоставлении неполного пакета документов уполномоченное должностное лицо Комиссии уведомляет заявителя (уполномоченного) представителя семьи пострадавшего (умершего) о том, что вопрос об установлении единовременной компенсации будет рассмотрен Комиссией после предоставления недостающих документов (пункт 3 Порядка).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 Порядка право на получение единовременной компенсации имеют семьи погибших (умерших) в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины из числа военнослужащих. К членам семьи, имеющим право на получение единовременной компенсации относятся: 1) супруга (супруг), состоящие (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим); 2) родители, в том числе усыновители; 3) дети, в том числе рожденные в течение девятимесячного срока после гибели (смерти), а также усыновленные, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения-до окончания обучения, но не более, чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 7 Порядка).
Указом Главы Донецкой Народной Республики N 347 от 16 декабря 2017 года утверждена форма заявления об установлении единовременной компенсации за вред жизни и здоровью граждан, причиненный в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины (Приложение 2 пункт 1.3 Указа), форма заявления об отказе от причитающейся доли единовременной компенсации (приложение 3 пункт 1.4 Указа), форма дополнительного заявления (Приложение 4, пункт 1.5 Указа). Приказом Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики N 97/5 от 4 сентября 2017 года утверждено Положение о Комиссии по оказанию помощи пострадавшим при военных действиях (далее-Комиссия), которым определено, что Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом (пункт 1.4 Положения), создается на базе отдела организации социальной защиты военнослужащих, их семей и гражданских лиц, пострадавших в результате агрессии Украины и формируется из сотрудников указанного отдела, а также других сотрудников Министерства (пункт 1.5 Положения), подотчетна и подконтрольна Министру труда и социальной политики Донецкой Народной Республики и функционирует в пределах полномочий, определенных пунктом 1.9 Положения, не имеет самостоятельного права на осуществление процессуальных прав и обязанностей (процессуальной правоспособности), не является самостоятельным юридическим лицом.
Решение об установлении (отказе) в установлении единовременной компенсации оформляется протоколом (пункт 5.2 Положения).
Из материалов дела следует и судами установлено, что 5 апреля 2022 года в Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики с заявлением об установлении единовременной компенсации в связи с гибелью сына - ФИО8, погибшего 5 марта 2022 года, обратился его отец- ФИО9
В поданном заявлении ФИО9 было указано, что место нахождения матери ФИО8 ему неизвестно.
На основании представленных документов, на заседании Комиссии (протокол от 8 апреля 2022 года N 375) было принято решение об установлении ФИО9 единовременной выплаты, как единственному обратившемуся за выплатой члену семьи погибшего военнослужащего ФИО8
19 августа 2022 года в Комиссию обратилась мать погибшего ФИО8 - ФИО2, представив необходимые документы для установления единовременной выплаты за погибшего сына.
Решением Комиссии от 31 августа 2022 года заявление ФИО2 оставлено без удостоверения, а ранее принятое решение Комиссии от 8 апреля 2022 года N 375 без пересмотра ввиду того, что выплата семье погибшего была произведена.
Не согласившись с принятым решением Комиссии, ФИО2 обратилась в Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики с заявлением от 28 сентября 2022 года N вх. Ж-1829/01.1-15 по вопросу предоставления единовременной выплаты.
Решением Комиссии Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики (оформленного протоколом от 31 августа 2022 N 442) принятое решение Комиссии от 8 апреля 2022 года N 375 оставлено без изменения, ввиду того, что в соответствии с пунктом 15 Порядка выплата считается осуществленной семье погибшего (умершего) в случаях, если единовременная выплата или ее часть выплачена на имя одного или нескольких членов семьи.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение Комиссии от 8 апреля 2022 года является законным, поскольку принято уполномоченным органом, рассмотрено в установленные законом сроки в соответствии с пунктом 13 Порядка, при этом названным Порядком на Комиссию не возложена обязанность по установлению круга лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты. Судом также указано, что ответственность за предоставление недостоверных сведений лежит на лице, обратившимся с заявлением о назначении компенсации.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным принятого административным ответчиком решения от 8 апреля 2022 года и принимая в данной части новое решение о возложении обязанности на Министерство труда и социальной политики Донецкой Народной Республики принять решение о выплате ФИО2, единовременной компенсации за вред жизни и здоровью граждан, причиненный в результате агрессии Вооруженных Сил и вооруженных формирований Украины в размере 2 500 000 рублей, суд апелляционной инстанции свой вывод мотивировал тем, что в силу действующего Порядка, именно на Комиссию возложена обязанность по тщательной проверке поданного заявления и принятии по нему соответствующего решения, чего в данном случае должным образом исполнено не было, что привело к нарушению прав административного истца ФИО2 - матери погибшего ФИО8, имеющей право на получение такой компенсации.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции верными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 15 Порядка выплата единовременной компенсации семье погибшего (умершего) осуществляется в равных долях каждому из членов семьи. В случае, если уполномоченный представитель семьи погибшего (умершего) в заявлении указывает сведения о наличии других членов семьи, которые не смогли обратиться в Комиссию для получения единовременной компенсации, решение об установлении единовременной компенсации таким членам семьи может приниматься в течение одного года с даты поступления в Комиссию первого заявления от семьи погибшего (умершего). Если в течение указанного периода заявления от других членов семьи погибшего (умершего) не поступают, их доли единовременной компенсации распределяются между членами семьи погибшего (умершего) в отношении которых Комиссией принято решение об установлении единовременной компенсации. В случае отказа от получения единовременной компенсации одного из членов семьи в пользу другого члена семьи, выплата его доли осуществляется тому члену семьи, в пользу которого отказался член семьи. В случае отказа от получения единовременной компенсации одного из членов семьи ни в чью пользу единовременная компенсация распределяется между оставшимися членами семьи. Отказа удостоверяется нотариально или оформляется на основании собственноручно написанного заявления установленной формы (на усмотрение члена семьи).
Таким образом, поскольку при рассмотрении заявления ФИО9, Комиссией не было принято мер к установлению обстоятельств, подтверждающих право заявителя на получение единовременной компенсации в полном объеме, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики пришла к правильным выводам о незаконности оспариваемого административным истцом решения, возложив на административного ответчика обязанность по выплате административному истцу причитающейся компенсации.
Выводы суда апелляционной инстанции отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с положениями действующего законодательства, регулирующими возникшие правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием судом апелляционной инстанции норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке кассационного производства.
С учетом того, что при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на его исход, обжалуемый судебный акт является законным, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца и.о. министра труда и социальной политики Донецкой Народной Республики ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.