Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Войты И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 1 сентября 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу Краснова Е.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Генеральной прокуратуре Российской Федерации об оспаривании решений, действий (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, объяснения представителей административного истца ФИО1 - ФИО4, административных ответчиков Роскомнадзора ФИО5, Генеральной прокуратуры РФ Блошенковой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ N, к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании незаконными действий по ограничению доступа к информационному ресурсу, возложении обязанности восстановить доступ к сайту "данные изъяты", указав в обоснование, что информация, размещенная на соответствующем сайте, не является информацией, распространяемой с нарушением закона, указанный сайт представляет собой криптовалютный кошелек с функцией скейтинга (майнинга) криптовалюты, он имеет исключительно информационный характер для пользователей приложения spacebot. Кроме того Роскомнадзором нарушен порядок уведомления об ограничении доступа к сайту.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 7 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и второй инстанций установлено, что 29 сентября 2021 года Генеральной прокуратурой РФ вынесено требование N об ограничении доступа к информации, содержащейся, в том числе на сайте "данные изъяты" согласно которому Генеральной прокуратурой РФ рассмотрены обращения и материалы Центрального Банка РФ по вопросу блокировки обнаруженных в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Интернет информационных ресурсов, в частности сайта "данные изъяты", на котором приведены сведения о предоставлении услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, деятельность которых согласно статье 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" подлежит лицензированию. Из приобщенных к обращениям ЦБ РФ заключений следует, что на вышеуказанном сайте размещена информация, содержащая призывы к получению и (или) сведения о привлекательности получения гражданами Российской Федерации либо юридическими лицами финансовых услуг, представляемых лицами, не имеющими права их оказывать в соответствии с законодательством РФ (обозначенная на информационном ресурсе организация не имеет лицензии Банка России на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренных статьями 3-5, 7 и 8 Закона N 39-ФЗ). На сайте "данные изъяты" приведены сведения о предоставлении кредитных услуг (финансовых) организаций (в частности, банковских операций, осуществляемых в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Указанное требование в установленном законом порядке было направлено Генеральной прокуратурой РФ в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для принятия мер по ограничению доступа к информации, размещенной в сети Интернет на сайте "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Роскомнадзор на адрес электронной почты провайдера хостинга "данные изъяты" было направлено уведомление на русском и английском языках об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона.
В связи с неудалением информации, распространяемой с нарушением требований закона, страница сайта http://www.spacebot.com внесена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой на адрес запрещено.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
В силу статьи 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.
Согласно разъяснениям Банка России от 27 января 2014 года у виртуальных валют отсутствует обеспечение и юридически обязанные по ним субъекты, операции по ним носят спекулятивный характер. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" и их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма.
Криптовалюта не является официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации и не может использоваться гражданами и юридическими лицами на территории Российской Федерации, информация об их реализации является информацией, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, то есть информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, следовательно, нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Данная позиция поддержана Банком России и в Информации Банка России от 4 сентября 2017 года "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)".
Установив, что информация, размещенная на сайте http://www.spacebot.com, содержит призывы к получению и (или) сведения о привлекательности получения гражданами Российской Федерации либо юридическими лицами финансовых услуг по приобретению цифровой валюты, которая не является денежной единицей Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций сделали вывод о распространении административным истцом запрещенной информации.
Разрешая предъявленные административные требования и отказывая в их удовлетворении, суды обеих инстанций, проанализировав положения приведенных выше норм, правомерно исходили из того, что оспариваемые решения и действия административных ответчиков совершены в установленных законодательством Российской Федерации рамках, в пределах своих полномочий, с соблюдением процедуры ограничения доступа к информационным ресурсам.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судебных инстанций не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права с учетом установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что компания Spacebot осуществляет законную экономическую деятельность, содержащаяся на сайте информация не является информацией о предоставлении услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг в отсутствие лицензии Банка России, судами неправильно применены положения Закона о рынке ценных бумаг, Закона о банках и банковской деятельности и Закона о цифровых финансовых активах, не ставят под сомнение правильность выводов нижестоящих судебных инстанций, поскольку ограничение доступа к данному Интернет-ресурсу обусловлено возможностью осуществления на сайте функций, позволяющих совершать финансовые операции и другие сделки, что подтверждается пользовательским соглашением Spacebot, предусматривающим приобретение криптовалюты, вознаграждение пользователей программы в криптовалюте, размещение и обмен цифровой валютой в соответствующих "кошельках".
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Обстоятельства относительно уведомления судом Банка России о привлечении его к участию в рассматриваемом деле прав административного истца не нарушают.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 7 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
И.В. Войта
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.